Боевые катера — это военные корабли небольшого размера, используемые в различных целях, таких как разведка, атака и оборона. В зависимости от их назначения, они подразделяются на различные типы. Каждый из них обладает своими уникальными характеристиками и возможностями, которые делают их эффективными в определенных ситуациях.
Таким образом, боевые катера являются важным элементом военно-морских сил многих стран и играют ключевую роль в обеспечении безопасности и контроля над морскими пространствами.
- Классификация боевых катеров
- Торпедные катера
- Тип Ягуар
- Тип Г-5
- Тип Меулан
- Тип Воспер
- Ракетные катера
- Тип Саар 2
- Тип Саар 3
- Тип Саар 4
- Тип Саар 4,5
- Тип Хёук
- Тип Скьольд
- Тип 206 МР Вихрь
- Тип 10411
- Тип Двора
- Тип Шимрит
- Патрульные катера
- Тип Шальдаг
- Тип Супер Двора
- Тип Мираж
- Тип Мангуст
- Тип HDML
- Тип Дабур
- Тип PBR
- Тип Светляк (проект 10410)
- Десантные катера
- Тип LCU-1610
- Тип LCU-2000
- Тип LCM
- Тип LCVP
- Тип LCAC
- Тип «Скат» (проект 1205)
- Тип «Кальмар» (проект 1206)
- Тип «Зубр» (проект 12322)
- Тип Кишон
- Минные катера
- Артиллерийские катера
Классификация боевых катеров
Классификация боевых катеров основана на различных параметрах, таких как размер, скорость, вооружение и назначение:
- Ракетные катера
- Бронекатера
- Артиллерийские катера
- Торпедные катера
- Десантные катера (десантно-штурмовые, десантные транспортные)
- Патрульные катера (морские, речные)
- Катера поддержки (противолодочные, катера радиоэлектронной борьбы)
- Катера специального назначения (размагничивания, минные, тральщики)
- Береговая охрана
- Катера на воздушной подушке
Торпедные катера
Торпедный катер — тип быстроходного и малогабаритного военного корабля, который оснащен главным оружием — торпедой. Происхождение торпедных катеров связывают либо с изобретением морских мин в целом, либо с автономными минами, которые позже получили название торпеды.
С появлением этих мин возник вопрос об их использовании, а следовательно, и о носителе. Считается, что первые суда, оснащенные минами (конец 18-го — начало 19-го веков), можно отнести к ранним торпедным катерам. По другой версии, история торпедных катеров началась в 1878 году.
Читайте подробнее об истории развития торпедных катеров
Тип Ягуар
Торпедный катер типа «Ягуар» — проект западногерманских торпедных катеров, созданный в 1950-х годах. Разработан на базе немецкого торпедного катера (E) времён второй мировой войны. Находился на вооружении ВМФ ФРГ с 1958 г по 1976 г.
Всего было построено около 20 катеров. Впоследствии часть из них была продана в Турцию в 70-хх годах прошлого века.
Данный катер послужил основой при разработке ракетного катера типа «Саар 2».
Тип Г-5
Торпедные катера типа «Г-5» представляют собой серию советских глиссирующих торпедных катеров, разработанных в 1930-х годах.
История создания начинается с того, что 29 июня 1928 года Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) получил задание на создание глиссирующего катера с двумя отечественными моторами и двумя торпедными установками.
13 июня 1929 года началось строительство опытного экземпляра ГАНТ-5 с обводами, идентичными Ш-4. Из-за проблем с поставкой необходимых двигателей отечественного производства было принято решение приобрести итальянские двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 лошадиных сил.
Подробнее о торпедных катерах типа Г-5
Тип Меулан
Эти катера были построены во Франции и оснащены бензиновыми двигателями. Они получили названия «Баз», «Перес» и «Ясъур». Еще один катер, «Тахмас», который был заказан, потерпел аварию, и его перестроили в следующей серии.
В 1961-1962 годах они прошли модернизацию, заменив бензиновые двигатели на дизельные мощностью 5000 л.с., и были перевооружены.
Тип Воспер
В период Второй мировой войны катера класса «Воспер» строились по лицензии в Соединенных Штатах и поставлялись в Советский Союз и Соединенное Королевство в рамках программы ленд-лиза.
Всего с 1937 по 1947 годы было произведено 317 таких кораблей (132 в Великобритании и 185 в США).
Ракетные катера
Ракетные катера — это небольшие, быстрые и маневренные боевые корабли, оснащённые ракетным вооружением. Ракетные катера обычно развивают скорость более 30 узлов (более 55 км/ч) и могут нести от одной до восьми ракет класса «корабль-корабль» или «корабль-земля». Эти катера предназначены для выполнения различных боевых задач, включая атаку на вражеские корабли, поддержку сухопутных сил и защиту прибрежных территорий.
Тип Саар 2
Тип «Саар-2» — это серия ракетных катеров, построенных в Израиле в 1970-80-х гг. Катера имеют водоизмещение около 200 тонн, длину 41 м и ширину 8 м.
Основное вооружение катеров состоит из четырёх противокорабельных ракет «Габриэль». Кроме того, они могут нести до восьми зенитных ракет «Барак» и две 30-мм автоматические пушки. Экипаж катеров составляет 35-40 человек.
Тип Саар 3
«Саар-3» — серия ракетных катеров, состоящих на вооружении Израильских ВМС. Они были разработаны на основе немецкого торпедного катера типа «Ягуар» и первоначально строились на верфи Амио в Шербуре, Франция.
Первоначально на катера устанавливалась артиллерийская установка калибра 40 мм, но позже она была заменена на 76 мм скорострельную установку с радарным прицелом и нижней зарядкой.
Первый катер был спущен на воду 11 апреля 1967 года. Чтобы избежать политических проблем, катера строились без вооружения, которое устанавливалось уже в Израиле.
Тип Саар 4
Ракетные катера типа «Саар-4» — серия военных кораблей, состоящих на вооружении ВМС Израиля и Чили. Они были построены компанией Israeli Shipyards и принимали участие в войне Судного дня 1973 года.
Всего было построено 10 кораблей этого типа, 3 из которых были проданы ЮАР в 1977-1978 годах. Еще 6 кораблей были построены по лицензии в ЮАР в 1978-1986 годах.
В 2000 году 2 израильских корабля были проданы Шри-Ланке. 3 корабля были модифицированы и преобразованы в тип «Хец» («Саар-4,5»).
Тип Саар 4,5
Ракетные катера типа «Саар-4,5» — класс военных кораблей, состоящий на вооружении Израиля и Греции. Они были спроектированы и построены компанией Israeli Shipyards в Хайфе.
Существует 2 подкласса этих кораблей, которые были названы «Хохит» и «Нирит». Однако, позже они были переименованы в «Алия» и «Хец» соответственно.
Тип «Алия» являются самыми маленькими специализированными авианесущими судами в мире и способны принимать до двух вертолетов. «Хец» отличаются от типа «Алия» отсутствием ангара для вертолетов и другим вооружением.
Тип Хёук
Ракетные катера класса «Хёук» (норв. Hauk-classen) — серия норвежских ракетных катеров 1970-х годов.Заказ на производство серии был передан норвежским верфям 12 июня 1975 года, и 14 катеров этого класса были приняты на вооружение в 1977-1980 годах.
За время своей службы катера неоднократно модернизировались и на 2007 год, всё ещё в полном составе состоят на вооружении ВМС Норвегии. Впрочем, с 1999 года норвежский флот пополнился новой серией ракетных катеров — «Скьольд».
Тип Скьольд
Ракетные катера класса «Скьольд» (норв. Skjold-classen) — серия норвежских ракетных катеров 2000-х годов. Первый корабль этого класса был построен в 1999 году, ещё пять должны войти в строй в 2008 — 2009 годах.
Планируется, что они будут нести службу совместно со старыми ракетными катерами класса «Хёук».
Тип 206 МР Вихрь
Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206 МР «Вихрь» — серия ракетных катеров.Был принят на вооружение ВМФ СССР в октябре 1960 года, когда головной катер серии был сдан флоту.
Базировавшейся в посёлке Черноморское на Чёрном море.Ракетное вооружение катера состояло из двух пусковых установок противокорабельных ракет П-15М массой 2,5 тонн, дальностью стрельбы 80 км и весом боевой части 513 кг.
Тип 10411
Ракетные катера проекта 10411 используется для контроля за экономической зоной, защиты морской границы и других задач. Они оснащены ракетами и артиллерией, которые позволяют атаковать вражеские корабли и катера.
Катера имеет высокие скоростные и маневренные характеристики, а также современное навигационное оборудование для точного определения целей. Он также отличается экономичностью и может работать в сложных погодных условиях.
Тип Двора
Ракетные катера типа «Двора» были разработаны и построены в Израиле. Для Тайваня было построено всего 2 катера в ракетном исполнении, где на их основе был создан местный ракетный катер типа «Хай Оу«. Всего было построено 48 таких катеров.
Патрульные варианты катеров были поставлены на вооружение Шри-Ланки — 6 катеров в период с 1984 по 1986 год, где они получили номера от Р453 до Р458. Все они были списаны в 1991 году.
Тип Шимрит
Заказ на 2 ракетных катера типа «Шимрит» был сделан с возможностью строительства дополнительных десяти в Израиле, однако «Снапирит», строившийся в Израиле с технической и финансовой помощью США, стал третьим и последним судном этого типа из-за финансовых ограничений.
Катера использовались для защиты побережья и преследования высокоскоростных судов. Корпус судна выполнен из стали, а надстройка из легкого сплава; крылья сконструированы как поднимающиеся.
Патрульные катера
Патрульный катер — небольшое судно, обычно с моторным двигателем, предназначенное для выполнения патрульных и правоохранительных функций. Эти суда обычно используются для поддержания общественного порядка, обеспечения соблюдения законов или правил, а также для защиты водных путей и окружающей среды. Патрульные катера обычно строятся с учетом скорости и маневренности, а также могут быть оснащены специальным оборудованием, таким как прожекторы, радиоаппаратура, средства наблюдения и оружие для самообороны.
Тип Шальдаг
Сторожевые катера типа «Шальдаг» (Зимородок) — проект разработан компанией «Израильские судоверфи». Корпус сварен из алюминиевых сплавов. Корпус катера разделён на 6 отсеков. Радиус разворота катера типа «Шальдаг» на 360 градусов — менее 100 м.
Несёт до 6 тонн полезной нагрузки. Катера класса «Шальдаг», перевозят до 80 десантников, которых высаживают прямо на побережье.
Тип Супер Двора
Сторожевые катера типа «Супер Двора» — разработаны заводом «РАМТА» в городе Беэр-Шева, (Израиль) на базе катера «Дабур». Существует в модификациях Mk I , Mk II , Mk III . Первые два катера переданы ВМС Израиля в июне 1989 г.
По разным источникам для ВМС Израиля были построены 12-13 катеров. Строились в нескольких модификациях. Катера «Супер Двора» строились в Израиле и на экспорт. Поставки составили 20 катеров, поставлялись: Эритрее, Словении, Индии.
Двора — на иврите пчела.
Тип Мираж
Патрульный катер проекта 14310 «Мираж» производится «ССЗ „Вымпел“» (г. Рыбинск) по проекту ЦМКБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Предназначен для охраны и несения дозорной службы. Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава.
Состоит на вооружении ВМФ России.
Тип Мангуст
Патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» представляют собой серию легких быстроходных глиссирующих судов. Они предназначены для выполнения задач в прибрежных зонах (при волнении до 4 баллов), и их используют спецслужбы, таможенная служба и рыбоохрана.
Начиная с 2000 г, катера этой серии выпускаются серийно.
Те суда, которые находятся на вооружении пограничной службы, оснащены крупнокалиберными пулеметами 14.5 мм на морских тумбовых пулеметных установках.
Тип HDML
Патрульные катера военно-морских сил Великобритании были созданы перед началом Второй мировой войны в качестве катеров для защиты портов ((англ. Harbour Defence Motor Launch (HDML)).
Они имели небольшие размеры, водоизмещение до 60 тонн и были вооружены легкой скорострельной пушкой 20-мм/70 Oerlikon и несколькими пулеметами. Эти катера использовались для обнаружения контрабандистов, патрулирования речных эстуариев и портов.
Тип Дабур
Сторожевые катера типа «Дабур» — это израильские катера, разработанные в США. Первые 12 катеров были построены компанией Sewart Seacraft в США. В период с 1973 по 1977 год в Израиле на заводе РАМТА в Беэр-Шеве было построено еще 22 катера по лицензии.
Всего ВМС Израиля получили 34 таких катера. Катера принимали участие в войне Судного дня в 1973 году. «Дабуры» также экспортировались за границу: 4 катера были проданы Аргентине в 1978 году, 7 — Никарагуа (4 в 1978, 3 в 1996), 2 — Шри-Ланке в 1984 году.
Тип PBR
В связи с усилением военного присутствия США во Вьетнаме возникла необходимость в боевых действиях на реках этой страны, особенно в дельте реки Меконг.
В результате был разработан небольшой и недорогой патрульный катер, специально предназначенный для действий на водных путях Вьетнама — типа PBR. В период с 1966 по 1973 год было построено около 500 таких катеров.
Кроме того, такие катера получили Камбоджа (25 единиц), Таиланд (37 единиц) и Израиль (28 единиц, большинство из которых были построены на месте). В настоящее время только 22 катера этого типа остаются в резерве Военно-морских сил США для учебных целей.
Тип Светляк (проект 10410)
Сторожевые катера проекта 10410 «Светляк» (по классификации НАТО Svetljak) — серия советских и российских пограничных сторожевых кораблей (ПСКР).
Корабль предназначен для несения службы в пограничной службе ФСБ РФ, контроля государственной границы, соблюдением иностранными судами экономической зоны страны, охраны природных ресурсов в пределах этой зоны, охраны прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защиты судов от нападения диверсантов-террористов, а также отражения вооружённого нападения воздушного и подводного противника — подводных лодок и пловцов.
Десантные катера
Десантные катера предназначены для перевозки людей и техники через водные пространства. Они используются военными для высадки десанта на побережье противника или для доставки войск и оборудования на отдаленные острова и континенты. Десантные катера могут быть как небольшими, так и очень крупными, способными перевозить десятки единиц техники и сотни человек.
Тип LCU-1610
Десантные катера типа LCU-1610 используются амфибийными силами ВМС США для транспортировки оборудования и войск морской пехоты с десантных кораблей на берег, а также для выполнения гуманитарных операций.
Катера LCU-1610 имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабля на берег до 180 тонн груза, или 3 основных боевых танка M1 или 2 БМП M2 «Бредли», или до 400 человек десанта.
Тип LCU-2000
Катера LCU-2000 используются на десантных кораблях различных типов. Каждый катер оснащен носовой аппарелью размером 22 на 16 футов для погрузки и выгрузки грузов.
За один рейс катер может перевезти до 350 тонн груза на берег, что составляет примерно пять основных боевых танков М1, десять боевых машин пехоты М2 «Бредли» или до четырехсот человек десанта.
Кроме того, катер может перевозить до трех десятков стандартных 20-футовых или до двенадцати 40-футовых контейнеров.
Тип LCM
LCM были одними из самых массовых десантных катеров в истории, и их производство продолжалось до 1980-х годов.
LCM имели длину около 30 м и могли перевозить до 50 тонн груза. Они были оснащены двумя дизельными двигателями и могли развивать скорость до 12 узлов. Катера были оборудованы аппарелями для погрузки и разгрузки техники и имели возможность перевозить до 250 человек десанта.
Катера использовались не только США, но и другими странами, включая Великобританию, Францию и Японию.
Тип LCVP
Десантные катера типа LCVP используются амфибийными силами ВМС США для транспортировки оборудования и войск морской пехоты с десантных кораблей на берег. LCVP являются наиболее крупносерийным типом десантных катеров в истории американского флота.
Всего для ВМС США было построено 22 492 катера. Ещё 2366 катеров было построено в рамках проекта Ленд-лиза.
Десантные катера LCVP могут эксплуатироваться на всех десантных кораблях ВМС США. Катера LCVP имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабля на берег до 36 солдат или 1 армейский автомобиль или до 3,7 тонн груза.
Тип LCAC
Десантные катера LCAC были созданы как более совершенная версия катеров LCM-8 и обладают рядом преимуществ, включая большую грузоподъемность, скорость и объем.
Разработка LCAC началась в 1970-е годы. Строительство LCAC проводилось с 1982 по 1993 год, и первый катер был поставлен ВМС США в 1984 году.
Катера LCAC имеют носовую аппарель для погрузки/разгрузки грузов десанта и способны перевезти за 1 рейс с десантного корабля на берег до 68 тонн груза, или 1 основной боевой танк M1 или 2 M41, или до 180 человек десанта. Десантные катера на воздушной подушке типа LCAC способны производить десантирование на необорудованные берега в 70 % случаях.
Тип «Скат» (проект 1205)
Проект десантных катеров на воздушной подушке 1205 «Скат» был разработан в ПКБ «Алмаз» в конце 1960-х гг., а в серию катера пошли с 1969 г.Главным конструктором был Л. В. Озимов. Со стороны ВМФ за ходом разработки и строительства катеров проекта наблюдал капитан 2 ранга В. А. Литвиненко.
Десантная вместимость Десантные катера проекта рассчитаны на перевозку 40 человек десанта.
Тип «Кальмар» (проект 1206)
Десантные катера предназначены для выгрузки десанта и техники с больших десантных кораблей проекта 1174 «Иван Рогов», а также могли использоваться для перевозок грузов в портовых акваториях.
Десантные катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» явились основой для создания опытного артиллерийского катера «Касатка», многоцелевого десантного корабля «Мурена», и телеуправляемого тральщика, который серийно строился в середине 1980-х годов.
Десантные катера проекта рассчитаны на перевозку 1 танка Т-54, или 2 танков ПТ-76, или 120 человек десанта, или 37 тонн груза.
Тип «Зубр» (проект 12322)
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке. Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.
Всего на феодосийском судостроительном заводе «Море» было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции.
Ещё 2 корабля, строящиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.
Тип Кишон
Десантные корабли типа «Кишон» («Эцион») — это израильские военные корабли, построенные в 1963-1965 гг. Всего было создано три таких корабля: П-51 «Эцион Гевер», П-53 «Шикмона» и П-55 «Кейсария».
Они использовались во время Войны Судного дня в 1973 году и Первой Ливанской войны в 1981 году. В 1991 году они были списаны и заменены более современными кораблями.
Минные катера
Минные катера — это небольшие, быстроходные суда, предназначенные для установки и обезвреживания морских мин. Они обычно имеют экипаж из нескольких человек и оснащены специальным оборудованием для перевозки, установки и удаления мин.
Минные катера используются военными флотами для защиты гаваней, портов и стратегических районов от вражеских судов и подводных лодок.
Читайте подробнее об истории развития минных катеров и самом известном представители типа — катере «Чесма»
Артиллерийские катера
Артиллерийский катер — это тип быстроходных, небольших военных кораблей, основным оружием которых является артиллерия. Они предназначены для уничтожения малых надводных целей, поражения живой силы и техники в прибрежных районах моря и озер, а также для выполнения патрульных задач.
Эти катера обычно оснащаются одной или двумя универсальными артиллерийскими установками калибра от 37 до 88 мм и пулеметами калибра от 12,7 до 14,5 мм. Они также могут быть оснащены минометами, системами залпового огня (например, проект 1400) и огнеметами (американские «мониторы» времен войны во Вьетнаме).
В заключение, стоит отметить, что боевые катера являются важной частью военно-морского флота многих стран. Они используются для различных задач, включая патрулирование, разведку и поддержку других кораблей. В данной статье были рассмотрены основные типы боевых катеров и их характеристики.