Торпедные катера типа Г-5

Боевые катера

Торпедные катера типа Г-5Торпедные катера типа «Г-5» — проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.
История проектирования 29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами.

13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4.
Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке — 58 узлов.

Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года.

Строительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде. Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса — дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов — закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.

Четырьмя поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I — форпик; II — моторный; III — отсек управления; IV — топливный; V — жёлобные торпедные аппараты (ТА).

Экипаж по штату — 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек). Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм.

Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный. Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную — 1 час, экономическую — 7 часов. Горючее — бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта.

Электроустановка — две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) — который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5, где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании).

Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны. На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.

На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине.

Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.

В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника — 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) — финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР.

Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий