Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов Броненосцы

Броненосцы — мощные артиллерийские корабли, созданные для уничтожения кораблей всех типов и установления морского превосходства. Они возникли в результате промышленной революции и заменили парусные линейные корабли и паровые винтовые фрегаты.

Броненосные корабли были созданы в середине XIX в и активно использовались в морских сражениях и для нанесения ударов по береговым объектам. В этой статье мы рассмотрим основные типы броненосных кораблей, их историю развития и особенности конструкции.

Классификация броненосных кораблей

Броненосные корабли, исторически представляющие собой ключевой элемент военно-морских флотов, играли решающую роль в морских сражениях с середины XIX века до первой половины XX века. Их классификация основывалась на различных характеристиках, таких как вооружение, бронирование, скорость, размер и задачи, которые они предназначались выполнять.

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов
Типы ранних броненосцев. Они представлены слева направо, сверху вниз, с броневым поясом, выделенным тёмным цветом: казематный броненосец с вспомогательной артиллерией в барбетах, брустверный башенный корабль, цитадельный броненосец с артиллерией в одном барбете, цитадельный броненосец с артиллерией главного калибра в барбетах и вспомогательной артиллерией в центральном каземате, цитадельный броненосец с артиллерией в барбетах и барбетный броненосец.

Общая классификация броненосных кораблей включает в себя несколько основных категорий, каждая из которых имеет свои особенности и исторические контексты.

  • Батарейный броненосец представлял собой боевой корабль периода парусных судов, оборудованный паровым двигателем, защищенным железной броней и оснащенный орудиями, расположенными вдоль всего борта.
  • Казематный броненосец — артиллерийский корабль с орудиями, размещёнными внутри каземата. В Великобритании такие корабли были известны как броненосцы с центральной батареей.
  • Башенный броненосец — боевой корабль с артиллерией, размещённой в башнях. Установка орудий в башнях позволила увеличить калибр и уменьшить общее количество орудий без потери боевой эффективности.
  • Барбетный броненосец представляет собой военный корабль с артиллерийским вооружением, защищенным барбетом. Орудие находится за толстым бронированным кольцом, обычно в процессе заряжания находится ниже кромки барбета и поднимается над ним только перед выстрелом.
  • Монитор — категория броненосных кораблей с низкими бортами и мощным вооружением. Их отличительными особенностями были небольшая осадка и очень низкий надводный борт, составляющий всего 60-90 см.
  • Брустверный броненосец представляет собой тип артиллерийского корабля, оснащенного бруствером. Он возник как альтернатива кораблям с низкими бортами и мониторам. Использование бруствера для защиты орудий, надстроек и вентиляционных труб позволяло предотвратить их повреждение в бою или затопление водой во время походов без необходимости увеличивать высоту бортов.
  • Цитадельный броненосец — тип корабля, у которого вся броня сконцентрирована в центральной части корпуса, обеспечивая защиту боевой части, включающей боеприпасы, артиллерийские механизмы и рубку. Орудия главного калибра могут быть установлены как в башнях, так и в барбетных установках.
  • Бронепалубный броненосец — корабль, который оснащен бронированной палубой, простирающейся ниже ватерлинии от носа до кормы по всей длине корпуса. Итальянский броненосец типа Italia был первым представителем этого типа судов.
  • Броненосец береговой обороны (ББО) — боевой корабль с малой осадкой, мощным бронированием и вооружением, состоящим из орудий крупного калибра. Он предназначен для боёв на мелководье и защиты побережья.
  • Эскадренный броненосец — мощный артиллерийский корабль конца XIX — нач.XX вв, созданный для уничтожения судов всех типов и обеспечения превосходства на море в составе эскадры. Одной из характеристических особенностей вооружения этих кораблей было наличие, помимо орудий главного калибра, значительного числа среднекалиберной скорострельной артиллерии.

Типы башенных броненосцев

1. Трафальгар

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовБроненосцы типа «Трафальгар» представляли собой серию британских кораблей, построенных в период с 1880-х по 1890-е гг в ответ на запросы военных о создании более защищенных кораблей по сравнению с предыдущими типами «Адмирал» и «Виктория».

Этот тип кораблей был самым крупным и наиболее защищенным среди башенных броненосцев своего времени и завершил «пробный» период британских броненосцев, после чего был заменен серией «Ройял Соверен».

2. Девастейшн

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Девастейшн» представляли собой революционные корабли, разработанные и построенные в Великобритании в период с 1860-х по 1870-е гг. Они были первыми британскими мореходными безрангоутными башенными броненосцами, а также первыми кораблями «мониторного» типа.

Эти броненосцы были одними из самых защищенных кораблей своего времени, став последними в Британии кораблями, в конструкции которых была предпринята попытка прикрыть броней весь надводный борт. Однако их огневая мощь была недостаточной на момент вступления в строй.

Типы барбетных броненосцев

3. Марсо

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовСерия броненосцев типа «Марсо» представляла собой флот ВМС Франции в конце 19 в. Эти суда были разработаны на базе проекта «Ош». На них были внесены изменения, такие как продолжение верхней палубы от носа до кормы, что улучшало мореходность, но увеличивало небронированную поверхность.

Однако основным отличием было вооружение: «Марсо» имели барбетные установки с четырьмя 340-мм орудиями, расположенными на верхней палубе. Несмотря на свои технические характеристики, корабли этой серии оказались устаревшими из-за долгого процесса постройки и появления более современных технологий.

4. Amiral Baudin

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Amiral Baudin» были серией из двух крупных броненосцев, построенных для ВМС Франции в 1880-х гг. Некоторые характеристики этих кораблей, такие как узкий бронированный пояс, отсутствие рангоута и высокие, тяжелые боевые мачты, впоследствии стали типичными чертами всех французских броненосцев.

Тем не менее, основной недостаток первоначального прототипа – неудачная схема бронирования – не был исправлен. Большая часть надводной части кораблей оставалась полностью незащищенной, включая основания барбетов.

Типы эскадренных броненосцев

5. Виттельсбах

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов Броненосцы типа «Виттельсбах» представляли собой эволюцию конструкции броненосцев типа «Кайзер Фридрих III», принадлежащих Германскому флоту в конце XIX — нач. XX в. Хотя вооружение оставалось таким же, как у своего прототипа, эти корабли имели улучшенную силовую установку и новую систему бронирования, аналогичную той, что использовалась на британском броненосце «Канопус».

Эти улучшения делали броненосцы типа «Виттельсбах» более мощными и более защищенными, увеличивая их боевую эффективность и живучесть.

6. Брауншвейг

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Брауншвейг» представляли собой дальнейшее развитие проекта броненосцев типа «Виттельсбах». В отличие от своего прототипа, они отличались усиленным вооружением и увеличенной скоростью, не меняя схему бронирования и толщину брони.

Четыре орудия калибра 170-мм размещались в башнях, что привлекло критику из-за низкой надежности и тактической нецелесообразности. Двойное дно простиралось на 60% длины корпуса, обеспечивая хорошую мореходность, но корабли склонны были к тяжелой качке.

7. БранденбургТоп-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Бранденбург» представляли первую серию кораблей, способных действовать не только в прибрежных водах, но и в открытом океане.Они представляли собой сбалансированное сочетание хорошей мореходности, надежной защиты и сильной артиллерии.

Хотя в конструкции отчетливо прослеживалось влияние французской кораблестроительной школы, включая борт с большим завалом, высокие надстройки и мачты с большими марсами, проект демонстрировал оригинальность.

8. Суифтшюр

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовБроненосцы типа «Суифтшюр» были серией британских эскадренных броненосцев, разработанных в начале ХХ в. Первоначально предназначенные для Чилийского флота, они были приобретены Британией из-за отмены заказа.

Эти суда, хоть и имели сравнительно легкую вооруженность и небольшие размеры, обладали высокой скоростью и среднекалиберной артиллерией. Их бронирование соответствовало стандартам броненосцев, но основное вооружение составляли пушки калибра 254 мм.

В ходе своей службы они прошли через различные флоты, начиная с Флота метрополии, Флота Канала и Средиземноморского флота, а затем были переведены на Дальний Восток перед началом Первой мировой войны. После войны они были выведены из строя и использовались как корабли-мишени, прежде чем быть отправленными на слом в 1920 г.

9. Маджестик

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

«Маджестик» представляли собой тип эскадренных броненосцев, заказанных в рамках программы Spencer в декабре 1893 г с целью противостоять наращивающейся силе ВМС Франции и Российской Империи.

Они являлись развитием броненосцев типа «Канопус», отличаясь от прототипа ослабленным бронированием и увеличенной скоростью. Эти изменения призваны были повысить боевую эффективность и оперативные возможности кораблей.

10. Лорд Нельсон

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Лорд Нельсон» были важным этапом в развитии британских эскадренных броненосцев начала XX века. Эти корабли представляли собой улучшенную версию предыдущего типа «Кинг Эдуард VII». Они были оснащены более крупным вспомогательным вооружением, состоящим из однотипных 234-мм орудий, в отличие от смешанной батареи 234-мм и 152-мм пушек на предыдущих кораблях.

Несмотря на усиленную броню и улучшенное оружие, эти корабли показали низкую эффективность. Большая дальность боя затрудняла определение результатов попаданий разных калибров, что снизило их боевые возможности.

11. Кинг Эдуард VII

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» стали важной вехой в развитии британских эскадренных броненосцев начала XX в. Это была предпоследняя серия британских додредноутов I ранга.

Они появились из-за критики предыдущих серий, которые считались недостаточно вооружёнными для своих размеров. Ключевое изменение в конструкции — введение артиллерии промежуточного калибра 234 мм, что привело к увеличению водоизмещения более чем на 1000 тонн по сравнению с предшественниками.

Типы броненосцев береговой обороны

12. Сверье

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Сверье» стали важным этапом в развитии морской обороны Швеции. Их история началась в 1906 г, когда Королевский флот Швеции осознал необходимость модернизации устаревших кораблей.

Новый тип броненосцев должен был иметь увеличенное водоизмещение до 7–7,5 тысяч тонн и более мощное вооружение. Основные характеристики включали четыре 283-мм орудия и скорость хода 22,5 узла. На ранних этапах проектирования внешний вид корабля напоминал прототип.

13. Terrible

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Terrible», также известные как броненосцы типа «Caiman», были предназначены для службы на Балтийском и Средиземном морях.

Корабли были оснащены артиллерией самого большого калибра во всей истории французского военного судостроения. Однако со временем, из-за технического прогресса и изменений в оборонной стратегии, эти броненосцы устарели. После нескольких десятилетий службы они были отправлены на металлолом.

14. Харальд Хорфагре

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовБроненосцы типа «Харальд Хорфагре», также известные как тип «Торденскьольд», представляли собой серию норвежских броненосцев береговой обороны, построенных в 1890-х гг.

Эти корабли оставались на службе ВМС Норвегии до начала Второй мировой войны. Во время войны они были захвачены германскими войсками и переоборудованы в плавучие батареи противовоздушной обороны. После окончания войны корабли были возвращены Норвегии и отправлены на слом.

15. Норге

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовБроненосцы «Норге», также известные как тип «Эйдсвольд», были серией норвежских броненосцев береговой обороны, построенных в 1900-х годах по заказу Норвегии на верфях британской компании Armstrong Whitworth.

Эти корабли оставались в составе ВМС Норвегии до начала Второй мировой войны. Однако, при захвате Норвегии немецкими войсками, они были потоплены торпедами германских эсминцев в порту Нарвика. Этот эпизод привел к потере кораблей, которые играли важную роль в обороне норвежских морских путей.

Типы цитадельных броненосцев

16. Колоссус

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судов

Броненосцы типа «Колоссус» были созданы на основе проекта броненосцев типа «Аякс». В планах было удлинить корпус для улучшения ходовых качеств, но Адмиралтейство решило оставить размеры как у предыдущих моделей.

Тем не менее, было введено несколько ключевых новшеств:

1. Использование стали вместо железа в качестве основного конструкционного материала корпуса.
2. Применение брони-компаунда вместо железной брони.
3. Установка тяжелых казнозарядных орудий главного калибра.
4. Значительное увеличение численности орудий среднего калибра.

Типы мониторов

17. Скорпионен

Топ-17 типов броненосных кораблей (броненосцев): обзор основных классов судовМониторы типа «Скорпионен» были серией норвежских мониторов, построенных в 1860-х гг. Они были разработаны по образцу американских мониторов, созданных Д. Эриксоном. Строительство происходило с 1865 по 1869 гг на норвежских и шведских верфях.

Позднее эти мониторы были перевооружены и оставались в строю до начала XX в. Последний корабль этого типа был отправлен на слом в 1918 г.

В заключение хочется отметить, что все броненосцы играли важную роль в истории судостроения и военного дела.

Не стесняйтесь делиться своими комментариями и дополнительной информацией!

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий