Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Гребные суда

Гребные суда являются одним из древнейших видов водного транспорта, который использовался человеком для перемещения по рекам, озёрам и морям. Они представляют собой тип судна, приводимого в движение с помощью вёсел, которые перемещают воду и создают силу тяги, позволяющую судну двигаться вперёд.

В данной статье мы рассмотрим основные типы гребных судов, их особенности и применение в различных исторических периодах и культурах.

Классификация гребных судов

Гребные суда имели долгую и разнообразную историю, начиная с глубокой древности. Их первоначальными формами были челноки, изготовленные из различных материалов, таких как прутья вербы или тростник, обтянутые кожей или папирусом. Эти суда использовались для передвижения по рекам и морям и обеспечивали основные потребности транспортировки и военных действий.

В дальнейшем эволюция гребных судов привела к развитию более сложных конструкций, таких как униремы, биремы и триремы, которые были особенно распространены в древнегреческих и римских флотах. Эти суда имели несколько рядов весел и представляли собой важное достижение в военной и торговой истории.

Кроме того, различные культуры и народы разрабатывали свои собственные варианты гребных судов, адаптируя их к местным условиям и потребностям

Гребные суда можно классифицировать по различным признакам, таким как конструкция, количество весел, назначение и исторический контекст. Вот несколько общих классификаций:

  1. По конструкции

    • Челноки. Простые суда, часто сделанные из дерева, кожи или других доступных материалов. Они могли иметь различные формы и размеры в зависимости от местных традиций и условий.
    • Биремы. Суда с двумя рядами весел. Обычно имели заостренную форму и были использованы в античных морских флотах, таких как у греков и финикийцев.
    • Триремы. Суда с тремя рядами весел. Использовались в качестве военных кораблей в древнегреческих и римских флотах.
    • Галеры. Большие военные суда с несколькими рядами весел, обычно использовавшиеся в Средиземноморье в древности.
    • Современные гребные лодки. Различные типы современных спортивных и рекреационных гребных судов, таких как восьмерки, каноэ, каяки и другие.
  2. По назначению

    • Военные суда. Включают в себя триремы, галеры и другие суда, предназначенные для ведения военных действий на море.
    • Торговые суда. Использовались для торговли и транспортировки грузов и пассажиров. Могли быть различных размеров и конструкций в зависимости от потребностей торговых маршрутов.
    • Рекреационные суда. Включают в себя современные гребные лодки, используемые для спорта, рекреации и фитнеса.
  3. По историческому контексту

    • Древние гребные суд. Такие как греческие триремы или римские галеры, которые играли ключевую роль в древних морских сражениях.
    • Средневековые и новые времена. Включают в себя различные разработки в период средневековья и позднее, такие как галеоны и караульные лодки.

1. Хьортспрингская ладья

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Хьортспрингская ладья — это древнейшая лодка, обнаруженная на севере Европы. Она представляет собой тип судна, использовавшийся древними германцами и кельтами за 1000 лет до изобретения драккара.

Длина ладьи составляет 21 м снаружи и 13 м внутри, она могла вместить до 23 гребцов. Ладья датируется IV веком до нашей эры. Похожие лодки изображены на петроглифах Северной Европы.

2. Турума

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Турума — это тип судна, разработанный в XVIII веке для шведского флота. Она имела малую осадку и могла передвигаться как с помощью ветра, так и вёсел. Этот тип судна обладал большой огневой мощью и использовался для шхерного флота.

Судно имело 16–19 пар вёсел и экипаж из 170–250 человек. Турума относилась к классу шхерных фрегатов и имела парусное вооружение фрегата.

3. Галера бучинторо

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Бучинторо (или Буцентавр) — это венецианская церемониальная галера. Её длина составляла примерно 30 м, а ширина — 6 м. С XII века и до 1789 года, в праздник Вознесения, дож Венеции выходил в море на галере, чтобы провести церемонию обручения с Адриатическим морем.

Последний и самый великолепный Бучинторо был построен в 1729 году, но был разрушен французами в 1798 году.

4. Парусно-гребное судно Струг

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Струг — это русское плоскодонное парусно-гребное судно XI-XVIII веков, предназначенное для перевозки людей и грузов. Струги использовались на реках и озёрах и были оснащены съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который поднимался при попутном ветре.

В XVI–XVII веках струги применялись для защиты торговых путей от разбойников и оснащались небольшими пушками.

5. Каноэ

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов

Каноэ представляет собой тип безуключенных гребных судов или лодок. Основной метод передвижения – гребля с использованием лопатообразного однолопастного весла. Этим же веслом осуществляется и руление, достигаемое путем поворота весла в воде и изменения его траектории в конце гребка.

Каноэ изготавливалось двумя основными способами:
1. Путем выдалбливания или выжигания из целого ствола дерева.
2. Путем обтягивания легкого каркаса древесной корой.

6. Байдарка

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Байдарка — это маломерное лёгкое запалубленное судно с острыми обводами. Она приводится в движение главным образом мускульной силой человека и использует двулопастное весло для гребли.

Гребцы сидят друг за другом, лицом по направлению движения. Наиболее распространены одно— и двухместные байдарки, реже встречаются трёхместные.

7. Каяк

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Каяк — это одноместная гребная лодка, которая широко распространена среди народов Арктики, таких как эскимосы и алеуты. Традиционно каяк изготавливался из шкур, натянутых на деревянный или костяной каркас. Каяки используются в водном туризме и предназначены для плавания по бурным рекам, озёрам и морям.

Основные отличия каяка от каноэ заключаются в следующем:

1. На каяке гребут двулопастным веслом, а на каноэ — однолопастным или двулопастным;
2. На каяке гребец сидит на ягодицах, а на каноэ — на одном или обоих коленях.

8. Сплавной катамаран

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Сплавной катамаран — это небольшое судно, используемое в водном туризме, состоит из двух надувных корпусов — гондол, соединённых рамой, обычно сделанной из дерева или металла (чаще всего дюралюминия).

Наиболее распространены двух- и четырёхместные катамараны, реже встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное предназначение сплавного катамарана — сплав по бурным порожистым рекам (рафтинг). Гребцы располагаются на специальных сидениях — пирамидках на гондолах равномерно с обеих сторон.

9. Честер

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов Честер — надувное судно с расположенными поперёк хода надувными гондолами, соединёнными каркасом. Гондолы обычно больше катамаранных и обладают большей грузоподъёмностью. В некоторых случаях используются сдвоенные гондолы от катамаранов, увеличивая их общее количество до четырёх.

Благодаря своей манёвренности, честер часто используется в сложных маршрутах, но на спокойной воде теряет скорость. При повороте на 90 градусов честер превращается в катамаран и может двигаться по спокойной воде, но в этом случае экипажу требуется больше усилий.

10. Плот

Топ-10 типов гребных судов: обзор основных классов

Плот — конструкция для плавания, состоящая из связанных вместе бревен или стеблей растений, таких как камыш, тростник или скрученные в пучки материалы. Обычно ширина плота составляет от 1/2 до 3,5 его длины.

Плоты используются для сплава по рекам, при этом их средняя скорость составляет 30-50 км в день, но при благоприятных условиях она может превышать 100 км в день. Плоты являются одним из древнейших несамоходных плавучих сооружений и, вероятно, появились раньше лодок, так как их можно построить из общедоступных материалов без специальных инструментов.

Мы надеемся, что наша статья оказалась информативной и полезной для Вас, помогая расширить кругозор в области разнообразия гребных судов.

Непременно поделитесь в комментариях, какое из суден Вам показалось наиболее интересным и почему. А может у Вас есть опыт использования гребных судов? Расскажите о нем другим читателям!

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий