Катера представляют собой разнообразный класс судов, широко используемых как для отдыха, так и для коммерческих целей. Они отличаются не только по размерам и конструкции, но и по функциональности. В данной статье мы рассмотрим различные типы катеров, их особенности и применение.
Каждый тип обладает своими уникальными характеристиками и возможностями. Для любителей морских прогулок или профессиональных моряков, знание разнообразия типов катеров может быть ключом к выбору подходящего судна для конкретных потребностей и условий эксплуатации.
- Классификация катеров
- 1. Проект 10110
- 2. Проект 1411
- 3. Александр Грин (проект 1430)
- 4. Проект 14301
- 5. Проект 14220
- 6. Молодёжный
- 7. Сулак
- 8. Михаил Варакин
- 9. Алмаз
- 10. Нахимовец
- 11. Проект 30060
- 12. Аркадия
- 13. Метель
- 14. Георги Димитров
- 15. Алупка
- 16. Мудьюг
- 17. Проект CD342
- 18. Сапфир (ПК-1200)
- 19. Прогресс
- 20. Ермак
- 21. Проект PP95
- 22. Проект ASV1100
- 23. Томь
Классификация катеров
В ходе эволюции человек использовал различные виды транспорта, включая водные средства передвижения. Благодаря развитию технологий водный транспорт достиг высокого уровня развития. Сегодня существует множество видов и типов судов разных размеров, назначений и возможностей, ограниченных только фантазией производителей.
Самым универсальным видом водного транспорта считаются катера — маломерные суда с мотором или моторами. Существуют различные виды и типы катеров, которые можно классифицировать по разным критериям.
По области применения катера делятся на следующие группы:
- прогулочные или экскурсионные катера для комфортных водных прогулок;
- катера повышенной комфортности для многодневных путешествий;
- рыболовные катера со специальным оборудованием для рыбалки;
- спортивные катера для водных видов спорта;
- пассажирские катера с большим количеством мест;
- грузовые катера для перевозки грузов;
- охранные или патрульные катера со специальным оборудованием для охраны и патрулирования.
Виды катеров по конструктивным особенностям включают следующие категории:
- Дэйкруизер — катер для коротких прогулок.
- Боурайдер — открытый прогулочный катер с надстройкой на носу.
- Катер с хардтопом — катер с полузакрытой кабиной, универсальный для любой ситуации.
- Кадди катер — катер с небольшой каютой в носовой части.
- Глиссер — быстроходный катер с плоским дном, создающий ощущение полёта над водой.
- Катамаран — двухпалубный катер широкого назначения.
- Спортивный буксировщик — быстроходный и мощный катер для водных видов спорта.
- Моторная яхта — представительский катер с несколькими каютами для долгих морских круизов.
1. Проект 10110
Серия катеров проекта 10110 «Евпатория» представляет собой новую серию катеров повышенной комфортабельности. Суда этой серии строились на Ильичёвском судоремонтном заводе и отличаются закрытыми помещениями для пассажиров на двух палубах. Вместимость катеров увеличена до 250 человек.
Головной теплоход «Евпатория» был спущен на воду в 1984 году и стал первым судном проекта 10110, получив серийный номер 1. Этот проект также называют «Евпатория», потому что первый теплоход серии был построен именно в этом городе.
2. Проект 1411
Рейдово-портовое пассажирское судно предназначено для перевозки безкоечных пассажиров в портовом и рейдовом плавании. Оно является стальным однопалубным судном с избыточным надводным бортом, рубкой, наклонным форштевнем и крейсерской кормой.
Судно дизельное, одновинтовое с ВФШ. Автор проекта — Черноморское ЦПКБ (УССР, Одесса), построено на СРЗ «Красный моряк» (Россия, Ростов-на-Дону).
3. Александр Грин (проект 1430)
Проект разработан Черноморским ЦПКБ (СССР). Один катер из всей серии был построен на Ильичёвском СРЗ по проекту 1430У. Это был представительский катер капитана Одесского порта «Севастополь».
Тип судна — теплоход, пассажирский катер. Конструктивный тип — однопалубное судно с избыточным надводным бортом, смещённой в нос рубкой, кормовым расположением машинного отделения, наклонным носом и транцевой кормой. Район плавания — морской прибрежный при волнении моря до 4 баллов.
4. Проект 14301
Модернизированное продолжение серии катеров проекта 1430 (тип Александр Грин), представляет собой значительный шаг в развитии морских судов. Построенные на Херсонском ССРЗ имени Коминтерна в городе Херсон, Украина, эти катера проекта являются примером высокотехнологичного инжиниринга и инновационного подхода к созданию судов.
В ограниченном количестве (всего 8 построенных единиц), эти катера представляют собой редкость, объединяя в себе выдающиеся мореходные качества с эффективностью и мощностью.
5. Проект 14220
Этот катер, построенный на базе корпуса проекта 14301 и модернизированный для VIP-целей в середине 1990-х годов, представляет собой уникальное явление в мире судостроения.
Несмотря на свой единичный статус и предназначение для VIP-перевозок, этот катер не увидел активного использования, оставаясь в отстое в Херсоне. Однако его история и потенциал продолжают привлекать внимание, подчеркивая возможности украинского судостроения в создании инновационных и престижных судов.
6. Молодёжный
Теплоход «Фотон» типа «Молодёжный» (проект 1438) прибыл из порта Ильичёвска и ранее назывался «Байкал». В настоящее время судно принадлежит частному лицу.
Оно используется для часовых прогулок в Адлере и зимует в портовых мастерских.
7. Сулак
В 1960-х годах была создана серия из трёх небольших однотипных судов, предназначенная для региональных пассажирских перевозок в прибрежных районах внутренних морей.
Эти суда могли подходить к причалам на мелководье, что было особенно важно в малых населённых пунктах на побережье. Кроме того, они могли проходить по узким участкам рек и каналов до отдалённых портов и пристаней. Водное сообщение было полезным там, где наземный транспорт был недостаточно развит или поездка на нём была бы нерациональной.
8. Михаил Варакин
Эта серия катеров, начиная свое строительство с 1975 года, представляет собой продолжение линейки судов типа «Находкинский рабочий» проекта 1875. Их конструкция делает их идеальными для перевозки пассажиров на береговых линиях.
Строясь на Находкинском СРЗ в городе Находка, СССР, эти катера не только обеспечивают морские перевозки, но и являются примером технического мастерства и инженерной долговечности, подтверждая высокий стандарт советского судостроения.
9. Алмаз
Серия средних пассажирских катеров типа «Алмаз» (проект 227) производилась с 1953 года в Таганроге и с 1954 года — в Батуми. Катера оснащались двигателями из Барнаула и имели увеличенный экипаж из восьми человек.
Всего было построено более 50 катеров, которые использовались в Ялте, Севастополе и Сочи. Развитие серии привело к созданию катеров типа «Магнолия» (проект 245) с более тихоходным двигателем, улучшенной радионавигационной аппаратурой и открытым буфетом вместо кормового салона.
10. Нахимовец
Катера типа «Нахимовец», проектированные по проектам 279 (северное исполнение) и 268 (в ВМФ — ПК-80), представляют собой значимую часть истории судостроения, производства которых осуществлялось как на Архангельском судоремонтном заводе, так и в Китае.
Эти катера отличались от других моделей, таких как катера типа «Алмаз», увеличенным кормовым и носовым салонами на большинстве единиц. Катера проекта 268 нашли широкое применение в составе Военно-Морского Флота, где служили в качестве посыльных, катеров связи и пограничных сторожевых судов.
11. Проект 30060
Пассажирский катер проекта 30060 — это стальной пассажирский теплоход, предназначенный для перевозки пассажиров.
Он имеет мощность 212 кВт и был построен в России, в городе Санкт-Петербурге.
12. Аркадия
Серия малых пассажирских катеров типа «Аркадия» начала строиться в Одессе с 1953 года. Серийное производство началось в 1957 году. Кроме Одессы, катера этого типа выпускались в Батуми и Херсоне .
Всего за 11 лет было построено 76 катеров этого типа, наибольшее количество которых эксплуатировалось в Одессе и Ялте – по 15.
13. Метель
Проект судна разработан Черноморским ЦПКБ для круглогодичной перевозки пассажиров на местных линиях в пределах Кольского залива.
Судно однопалубное, с избыточным надводным бортом, рулевой рубкой в носовой части и транцевой кормой с подзором ниже ватерлинии. Основой для корпуса послужил катер проекта 485М3 типа «Радуга».
14. Георги Димитров
Проект разработан конструкторским бюро ССЗ им. Георги Димитрова для обеспечения пассажирских перевозок по Чёрному морю в Болгарии и СССР. В период с 1957 по 1959 год было построено три судна: два для Болгарии и одно для СССР.
Первое судно серии «Георги Димитров» (НРБ) было бескоечным и вмещало 250 пассажиров. Летом допускалось принятие на борт до 100 палубных пассажиров.Остальные 2 судна предназначались для перевозки каютных и палубных пассажиров, а также сопутствующих грузов. Район плавания этих судов ограничивался Чёрным морем с удалением от берега до 100 миль.
15. Алупка
Проект был разработан конструкторским бюро ССЗ им. Георги Димитрова в НРБ (г. Варна) для обеспечения пассажирских перевозок по Чёрному морю.
Суда этой серии строились на том же заводе с 1960 по 1965 год, всего было построено 12 единиц для ММФ СССР.
16. Мудьюг
Серия судов строилась на судостроительном заводе имени А. Марти в Ленинграде. В советской классификации эти суда относились к типу «Мудьюг».
В начале 1950-х годов первые два судна были модернизированы из пароходов в теплоходы на верфи Warnowwerft в Варнемюнде (ГДР) по техническому проекту 76, разработанному ЦПКБ-1 в СССР.
17. Проект CD342
Катер предназначен для перевозки пассажиров в прибрежной зоне морей. Он имеет катамаранный тип корпуса, состоящий из двух симметричных корпусов, соединённых мостом и двухъярусной надстройкой.
Корпус, надстройка и рубка выполнены из композитных материалов, а мачта — из лёгкого металла.
18. Сапфир (ПК-1200)
Катер ПК-1200 «Сапфир» проекта 04190 предназначен для проведения поисково-спасательных работ, патрулирования и служебно-разъездных функций во внутренних водах и территориальных морях России.
Его корпус выполнен из алюминиевых листов и профилей, собранных по продольной системе набора. Конструкция представляет собой однокорпусное глиссирующее судно с центральной надстройкой, а также открытыми носовым и кормовым кокпитами. Габариты катера позволяют его транспортировку железнодорожным и автомобильным транспортом при наличии соответствующих сопроводительных документов.
19. Прогресс
Серия моторных лодок «Прогресс» выпускалась в СССР с 1960-х годов. Модификации включают «Прогресс-2», «Прогресс-2М», «Прогресс-3» и «Прогресс-4».
Катер может использоваться для дневных прогулок, длительных туристических поездок и рыбалки. Район плавания — реки с волнением не выше трёх баллов, катер оснащается подвесным мотором мощностью 20–40 лошадиных сил.
20. Ермак
Алюминиевый катер Ермак 510A открытого типа разработан с учётом высоких требований к мореходности на Ладожском и Онежском озёрах. Он обладает отличными мореходными характеристиками на этих крупных водоёмах.
Особенности лодки включают килеватость 15 градусов, развитую скулу с обратным углом атаки и редан, которые уменьшают смачиваемую поверхность днища, обеспечивая лучшие показатели при выходе в режим глиссирования и экономию топлива. Безопасность катера подтверждена положительной плавучестью при сквозной пробоине.
21. Проект PP95
Судно представляет собой высокоскоростной служебный катер, предназначенный для патрулирования, спасательно-поисковых работ, служебно-разъездных целей и скоростной перевозки персонала. Оно может оперировать в бассейнах рек, водохранилищах и прибрежных районах морей, преимущественно в светлое время суток, и удалиться от места убежища до 20 миль при продолжительности рейса не более 24 часов.
Характеристики судна включают в себя архитектуру walkaround, рубку в носовой части, расположение машинного отделения в корме, просторную кормовую палубу и бортовой баллон-кранец. Корпус судна имеет остроскулые обводы типа глубокое-V с прямой транцевой кормой, а материал корпуса – армированный пластик.
22. Проект ASV1100
Катер имеет катамаранную конструкцию с одноярусной надстройкой, кормовое расположение машинного отделения, рулевую рубку в носовой части и пассажирский салон в средней части.
Салон оборудован сиденьями самолётного типа с откидывающимися спинками, расположенными в 6 рядов по 3 сиденья с каждой стороны. В носовой части салона по левому борту находится санузел с унитазом и умывальником, встроенный в носовую часть корпуса.
23. Томь
Катера «Томь» — это серия алюминиевых катеров, выпускаемых судостроительным предприятием ООО «Томь».
Линейка катеров включает модели с водометными движителями и подвесными лодочными моторами. Катера предназначены для различных целей: рыбалки, охоты, спорта, водного туризма, дальних походов, прогулок и отдыха на воде, перевозки пассажиров, использования в качестве служебно-разъездных и катеров специального назначения.
В заключение хочется подчеркнуть, что катера представляют собой универсальный вид водного транспорта, обладающий множеством возможностей и вариантов исполнения.
Пожалуйста, поделитесь своими мыслями и впечатлениями в комментариях. Мы будем рады обсудить тему и узнать Ваше мнение.