Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Топ-14 типов авианосцев: обзор основных классов судов Авианосцы

Авианосцы являются одним из самых впечатляющих достижений в истории военно-морского флота. Они представляют собой огромные корабли, способные нести на своем борту десятки самолетов и вертолетов. Авианосцы играют ключевую роль в обеспечении безопасности и защиты национальных интересов многих стран, а также в поддержании мира и стабильности во всем мире. Мы рассмотрим историю развития авианосцев, их основные типы, конструктивные особенности, возможности и роль в военных конфликтах.

1. Эссекс

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Эссекс» — это серия тяжелых ударных авианосцев Соединенных Штатов Америки, которые были построены во время Второй мировой войны в период с 1938 по 1940 год. Изначально планировалось создать только один корабль данного типа, однако вскоре было принято решение о строительстве еще двух.

С вступлением США в войну возникла необходимость в массовой постройке авианосцев. В качестве основы был выбран тип “Эссекс”, который показал себя наиболее современным и эффективным.

Первый авианосец был введен в эксплуатацию в декабре 1942 года. В течение 1943 года эти корабли стали основным типом тяжелых авианосцев и активно использовались до конца войны. Ни один из авианосцев не был потерян в боях, хотя некоторые из них получили серьезные повреждения.

После войны 14 кораблей были выведены из эксплуатации, при этом некоторые из них так и не были возвращены в активное использование.

2. Центавр

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Центавр» — это серия легких авианосцев Великобритании, которые использовались во время Второй мировой войны. Они были спроектированы как более крупные и мощные авианосцы по сравнению с предыдущими моделями и были предназначены для работы с новыми, более тяжелыми самолетами.

Изначально планировалось построить восемь кораблей данного типа, но в связи с окончанием войны строительство четырех из них было отменено. Четыре авианосца, которые уже начали строить, так и не были спущены на воду.

Послевоенный период был сложным для экономики, поэтому строительство авианосцев было замедлено. Только три из них были введены в эксплуатацию в 1953-1954 годах, а четвертый, “Гермес”, был принят на вооружение лишь в 1959 году. Он был построен по проекту, который значительно отличался от оригинального, и поэтому его часто выделяют в отдельный тип.

3. Сайпан

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип «Сайпан» (англ. Saipan class) — серия лёгких авианосцев США периода Второй мировой войны. Были спроектированы в 1943 году для восполнения предполагавшихся к 1945 году потерь авианосцев типа «Индепенденс».

В 1944 — 1947 годах на верфях New York Shipbuilding в Нью-Йорке были построены два авианосца типа «Сайпан», прорабатывалась возможность постройки ещё двух, но окончание войны заставило отказаться от этих планов.

Оба авианосца вступили в строй уже после окончания Второй мировой войны и не успели принять участие в боевых действиях.

Появление же реактивной авиации вскоре сделало оба корабля устаревшими, так как их размеры не позволяли надёжно принимать новые, значительно более тяжёлые самолёты, поэтому в 1954 — 1956 годах они были переоборудованы в корабли управления, служившие также как вспомогательные или учебные авианосцы.

В этой роли они оставались в строю ещё два десятилетия, будучи сняты с вооружения в 1975 — 1977 годах.

4. Одейшес

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Одейшес», также известный как тип «Игл», является серией тяжелых ударных авианосцев, которые были разработаны и построены в Великобритании во время Второй мировой войны. Этот тип кораблей был создан на основе авианосцев типа «Имплекейбл» и имеет увеличенное количество самолетов на борту, а также более высокие ангары для размещения новых, больших самолетов.

Первоначально планировалось построить четыре корабля этого класса, но только три из них были заложены. К концу войны ни один из этих кораблей не был спущен на воду. После войны их строительство затянулось, и в результате только два корабля были введены в строй — в 1951 и 1955 годах соответственно.

Эти авианосцы были самыми крупными и мощными военными кораблями Королевского военно-морского флота Великобритании после войны и стали самыми большими британскими военными кораблями, построенными до этого времени, исключая авианосцы Типа «Куин».

5. Мидуэй

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Мидуэй» — серия тяжелых ударных авианосцев, разработанных и построенных в США во время Второй Мировой войны. Эти авианосцы были спроектированы в период с 1941 по 1942 год и отличались от своих предшественников большим водоизмещением и мощным бронированием.

Три авианосца типа «Мидуэй» были построены в период с 1943 по 1947 год, а строительство еще трех было отменено до его начала. Все авианосцы вступили в строй после окончания войны и не приняли участия в боевых действиях. Однако они составили основу авианосного флота США и активно использовались в различных вооруженных конфликтах.

Несмотря на появление более современных авианосцев типа «Форрестол», два авианосца «Мидуэя» оставались в строю до конца холодной войны, пройдя несколько этапов модернизации. Эти авианосцы сыграли важную роль в поддержании безопасности и стабильности в мире.

6. Нимиц

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовЭто крупнейшая серия авианосцев с атомными силовыми установками в истории военного кораблестроения. Всего было построено 100 кораблей этого типа, которые находились на вооружении Военно-морского флота США с 1975 по 2020 год.

Авианосцы «Нимиц» были основными боевыми единицами флота и сыграли ключевую роль во многих операциях, включая войны в Персидском заливе и Афганистане, а также в операции «Буря в пустыне».

К этому типу авианосцев принадлежат:

7. Лексингтон

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Лексингтон» — это класс тяжелых ударных авианосцев, построенных для Военно-морских сил США в 1920-х годах. Авианосцы этого типа были одними из самых мощных в мире и сыграли важную роль в разработке концепции авианосца. Они составили основную часть авианосного флота США и использовались до начала 1930-х годов.

Два авианосца класса «Лексингтон», «Лексингтон» и «Саратога», принимали активное участие во Второй мировой войне. «Лексингтон» был потоплен в ходе битвы в Коралловом море в 1942 году, а «Саратога» продолжала службу до конца войны и принимала участие в нескольких сражениях.

8. Куин Элизабет

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовАвианосцы типа «Куин Элизабет» строятся в Великобритании для замены легких авианосцев типа Инвинсибл. В настоящее время строятся два авианосца — HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales.

В мае 2011 появилась информация о возможности переименования второго корабля — «Принс оф Уэльс» — в «Арк Рояль». Учитывая историческую значимость этого имени для Королевского военно-морского флота Великобритании, такая возможность вполне вероятна, хотя и является необычной практикой — менять имя уже построенного корабля.

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

9. Колоссус

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Колоссус» — это серия легких авианосцев, созданных в Великобритании во время Второй мировой войны в качестве более дешевого и быстрого варианта для быстрого ввода в эксплуатацию. С 1942 по 1946 год было построено 10 таких авианосцев.

Некоторые из них участвовали в Корейской войне, однако большинство было выведено из эксплуатации уже вскоре после Второй мировой войны, последние — в 1962 году. Несмотря на быстрое строительство, эти авианосцы вступали в строй на завершающем этапе войны или уже после ее окончания, и их участие в боевых действиях было ограничено.

Авианосцы типа «Колоссус» широко экспортировались и стали наиболее распространенным типом авианосцев в мире. Последние два корабля этого типа были проданы Аргентине и прослужили до 2015 и 2021 года соответственно.

10. Клемансо

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип «Клемансо» (фр. Classe Clemenceau) — серия французских авианосцев. Первые авианосцы, спроектированные во Франции после окончания Второй мировой войны, они также стали и первыми французскими авианосцами собственной разработки, изначально строившимися в таком качестве, а не являвшимися переделками кораблей других классов.

В 1955 — 1963 годах были построены два корабля этого типа.

На протяжении более чем трёх десятилетий, авианосцы типа «Клемансо» являлись наиболее мощными кораблями ВМС Франции и несли активную службу, неоднократно модернизируясь.

Сняты с вооружения они были в 1997 — 2000 годах, с появлением более современного авианосца «Шарль де Голль». Один из авианосцев типа «Клемансо» был в 2000 году продан Бразилии, где, по состоянию на 2014 год, он всё ещё состоит на вооружении.

Читайте подробнее об авианосце Шарль де Голль

11. Йорктаун

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовСерия авианосцев «Йорктаун» была разработана в США в 1930-е годы, основываясь на опыте использования более ранних типов авианосцев Лексингтон и Рейнджер.

В период с 1934 по 1937 год, в соответствии с Вашингтонским договором, на верфи Newport News Shipbuilding были построены два корабля этого класса.

Однако, когда в 1939 году началась война, отменившая все соглашения, был создан еще один корабль данного типа для того, чтобы получить доступ к новому авианосцу без потери времени на создание нового проекта. Таким образом, в период с 1939 по 1941 год был построен еще один авианосец данного типа.

Все три авианосца активно использовались во Второй мировой войне и два из них были потеряны уже в 1942 году.

Третий же, «Энтерпрайз», несмотря на полученные неоднократно серьёзные повреждения, прошёл через всю войну, приняв участие во многих сражениях на Тихом океане. Корабль был снят с вооружения в 1947 году.

Читайте подробнее об авианосцах типа Йорктаун 

12. Индепенденс

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Индепенденс» – это серия легких авианосцев, спроектированных и построенных США во время Второй мировой войны. Они были разработаны в 1941 году в ответ на потребность в увеличении количества авианосцев на флоте. Девять кораблей этого типа были построены в 1941-1943 годах.

Тип «Индепенденс» был единственной серией легких авианосцев, введенных в эксплуатацию во время войны. Несмотря на то, что они были меньше, чем более поздние тяжелые авианосцы, они активно использовались до конца войны. Один из них, «Принстон», был потоплен во время битвы в заливе Лейте в 1944 году.

После войны авианосцы этого типа быстро устарели из-за их малых размеров, которые не позволяли использовать новые самолеты. Большинство из них было выведено в резерв в течение 1946-1947 годов. Два авианосца были переоборудованы в противолодочные и оставались на службе до 1954-1956 годов. Остальные были списаны и утилизированы.

13. Инвинсибл

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип «Инвинсибл» — серия авианосцев Британии 1970-ых годов. Они были построены после отмены проекта авианосцев CVA-01, и были преобразованы из крейсеров-вертолетоносцев. В 1973-1975 были построены три таких корабля. Они использовались для обеспечения противолодочной защиты и принимали участие в Фолкледской войне. В конце 80-90ых годов они прошли модернизацию, после которой были заменены на более современный тип «Куин Элизабет» в 2000х годах. Сейчас в строю остается только один корабль этого типа — «Илластриес».

14. Илластриес

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Илластриес» — серия британских авианосцев времен Второй мировой войны. Это были первые авианосцы в мире с полностью бронированным ангаром, и они послужили образцом для последующих тяжелых авианосцев во Второй мировой войне.

В период с 1937 по 1940 год были построены четыре таких корабля. Четвертый корабль, «Индомитейбл», был построен по измененному проекту с увеличением числа самолетов на борту.

Эти авианосцы активно использовались во Второй мировой войне и были основным типом тяжелых авианосцев КВМС Великобритании. После войны три корабля были сняты с эксплуатации и разобраны на металлолом, а “Викториес” был модернизирован и оставался в строю до 1968 года.

К авианосцам типа Илластриес относятся:

15. Жоффр

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип «Жоффр» (фр. Classe Joffre) — недостроенная серия французских авианосцев. Были спроектированы с участием британских конструкторов и предназначались для замены устаревшего авианосца «Беарн», уже не соответствовавшего требованиям к скорости хода.

Первый авианосец этого типа, «Жоффр», был заложен в 1938 году, закладка второго корабля серии была запланирована на лето 1940 года.

Однако начало Второй мировой войны и капитуляция Франции в июне 1940 года вызвали прекращение дальнейших работ по ним.

16. Джеральд Форд

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Джеральд Р. Форд» (англ. Gerald R. Ford class) — серия тяжёлых ударных атомных авианосцев США, запланированных к постройке по состоянию на март 2009 года.Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами.

Закладка головного корабля серии запланирована на 2009 год, с введением его в строй к 2015 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять устаревшие авианосцы типов «Энтерпрайз» и «Нимиц».

Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии.

17. Форрестол

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Форрестол» — это класс тяжелых ударных авианосцев, которые были построены в США в 1950-х годах. Они были созданы после Корейской войны и стали крупнейшими боевыми кораблями, построенными до этого времени. В основе их конструкции лежали решения, которые не были реализованы в серии авианосцев «Юнайтед Стейтс».

Всего было построено четыре авианосца этого типа, которые применялись во многих конфликтах, включая Вьетнамскую войну. Они составляли основу авианосного флота США вместе с типом «Китти Хок» до появления атомных авианосцев типа «Нимиц».

В последние годы многие из этих авианосцев были выведены из эксплуатации или переоборудованы в учебные корабли. Окончательно они были сняты с вооружения в 1993-1998 годах.

18. Унрю

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовУнрю (雲 龍) — это серия японских авианосцев времен Второй Мировой Войны, которые были построены для Императорского Флота Японии. Всего было построено шесть кораблей этого типа.

Первые три авианосца были заложены в конце 1942 года, а остальные три — в 1943 году. В то время японская кораблестроительная промышленность была не достаточно мощной, но в 1942 году была предложена программа строительства еще 11 авианосцев этого типа.

19. Тайё

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Авианосцы типа «Тайё» (яп. 大鷹型航空母艦 Тайё: гата ко:ку:бокан) — серия японских эскортных авианосцев периода Второй мировой войны.Переоборудовались из товаро-пассажирских лайнеров типа «Ниттамару» (яп. 新田丸型貨客船 Ниттамару гата какякусэн),

реквизированных японским флотом, всего в 1940 — 1942 годах таким образом были получены три авианосца.

Несмотря на сравнительно высокие характеристики, авианосцы типа «Тайё» на протяжении войны использовались лишь как учебные, либо для перевозки самолётов. Все три корабля этого типа были потоплены подводными лодками США в 1943 — 1944 годах.

20. Титосэ

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип Титосэ — это название двух авианосцев, которые были переоборудованы из гидроавианосцев в Императорском флоте Японии во время Второй мировой войны.

Эти корабли были разработаны с возможностью переоборудования в полноценные авианосцы еще на стадии проектирования. Это было сделано после потери четырех авианосцев в битве при Мидуэе, когда возникла необходимость в дополнительных авианосцах.

21. Сэнгамон

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип Сэнгамон — это серия из четырех эскортных авианосцев ВМС США, которые были переоборудованы из танкеров и участвовали во Второй мировой войне. Они начали свою службу в Атлантике, а затем были переведены на Тихоокеанский театр военных действий.

 

Читайте подробнее об авианосцах типа Сэнгамон

22. Маджестик

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Тип «Маджестик» (англ. Majestic class) — серия британских лёгких авианосцев периода Второй мировой войны.Были созданы на основе строившихся ранее авианосцев типа «Колоссус» и отличались от них в основном усиленной конструкцией палубы для возможности обслуживания более тяжёлых самолётов, и сокращённым запасом авиационного топлива.

Всего было заложено шесть авианосцев типа «Маджестик», но ни один из них не был закончен постройкой до конца войны.

После окончания войны, работы по ним замедлились и в конце концов четыре из них ещё до окончания постройки были проданы другим странам Британского содружества: два — Австралии, по одному — Канаде и Индии. Ещё один корабль этого типа не был достроен, а единственный, формально завершённый для КВМС Великобритании, находился в ВМС Канады с 1946 по 1957 год, а всё остальное время находился в резерве.

Сняты с вооружения авианосцы типа «Маджестик» в большинстве своём были в 1970-х — 1980-х годах, однако «Викрант» оставался на вооружении Индии до 1997 года.

23. Китти-Хок

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Авианосцы класса «‎Китти Хок» — это серия американских авианосцев, которая была построена в 1960-х годах. Всего было построено четыре корабля, которые получили названия “Китти Хок”, «‎Констеллейшн», «‎Америка» и «‎Джон Кеннеди».

Эти корабли были развитием предыдущего класса «‎Форрестол” и имели некоторые отличия от него. Они были длиннее и имели другое расположение лифтов.

Однако, в результате окончания холодной войны и сокращений расходов на вооружение, три из четырех кораблей были выведены из состава флота. «‎Джон Кеннеди» и «‎Констеллейшн» были списаны, несмотря на недавнюю модернизацию, на которую были потрачены значительные суммы денег.

24. Дзюнъё

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов Тип «‎Дзюнъе» или «‎Дзюнье» — это два авианосца, построенные для Императорского флота Японии во время Второй мировой войны.

Они были первоначально заложены как пассажирские лайнеры «‎Касивара Мару» и «‎Идзумо Мару».

25. Граф Цеппелин

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов

Авианосцы типа «‎Граф Цеппелин» были проектироваться, строиться и планироваться к принятию на вооружении ВМС нацистской Германии в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Всего было заложено два корабля серии, но ни один из них не был принят на вооружение.

Головной корабль после войны достался Советскому Союзу в качестве военного трофея, но был уничтожен согласно договоренностям между странами антигитлеровской коалиции.

Авторы некоторых расследований утверждают, что относительно медленная постройка «Графа Цеппелина» была прикрытием, а в установленные для него сроки был секретно построен и с 1939 года участвовал в некоторых миссиях (например, в антарктических экспедициях Альфреда Ритшера) ещё один авианосец (с названием, по разным данным, «Людендорф» или «Манфред фон Рихтхофен»).

26. Дзуйхо

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судовТип «‎Дзуйхо» — это два авианосца, которые были построены для Императорского флота Японии во время Второй мировой войны. В Японии эти корабли также иногда называют авианосцами типа «‎Сёхо» и включают в этот тип еще три корабля — «‎Рюхо», «‎Тиёда» и «Титосэ».

27. Сёкаку

Топ-27 типов авианосцев: обзор основных классов судов Тип «‎Сёкаку» — это два авианосца, построенных для Императорского флота Японии во время Второй мировой войны. Это были самые большие авианосцы специальной постройки на момент их ввода в эксплуатацию.

Обобщенная таблица по типам авианосцев

Авианосцы являются ключевым элементом военно-морских сил многих стран, обеспечивая стратегическое превосходство в воздухе и на море. Они используются для защиты национальных интересов, поддержки сухопутных операций и демонстрации силы. В данной обобщенной таблице представлены различные типы авианосцев, которые используются в разных странах мира.

ТипГосударствоВсегоВ строюГод спуска на воду первой модели
Граф ЦеппелинГерманиястроительство прекращено в 1940
Джеральд Р. ФордСША1, строится еще 212013
ДзуйхоЯпония201935
ДзюнъёЯпония201941
ЖоффрФранциястроительство отменено в июне 1940
ИлластриесВеликобритания401939
ИнвинсиблВеликобритания301977
ИндепенденсСША901942
ЙорктаунСША301936
Китти-ХокСША401961
КлемансоФранция201957
КолассусВеликобритания1001943
Куин ЭлизабетВеликобритания222009
ЛексингтонСША201925
МаджестикВеликобритания501944
МидуэйСША301945
НимицСША10101972
ОдейшесВеликобритания201951
СайпанСША201945
СёкакуЯпония201941
СэнгамонСША401938
ТайёЯпония301939
ТитосэЯпония201936
УнрюЯпония301943
ФоррестолСША441954
ЦентаврВеликобритания401944
ЭссексСША2401942

Авианосцы продолжают оставаться важнейшим элементом военно-морских сил многих стран. Они обеспечивают мобильность и гибкость военных операций, позволяя быстро реагировать на изменения обстановки и угрозы. Благодаря своим размерам и возможностям, авианосцы способны оказывать значительное влияние на ход военных конфликтов и обеспечивать безопасность своих государств. Развитие технологий и инноваций в области авиастроения и кораблестроения позволяет создавать новые, более эффективные и мощные авианосцы, которые будут играть ключевую роль на мировой арене в ближайшие десятилетия.

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий