Броненосцы типа Маджестик

Броненосцы

Броненосец Маджестик на службе«Маджестик» — тип эскадренных броненосцев, заказанных по программе Spencer (в честь Первого Лорда Адмиралтейства (морского министра) Джона Пойнтц Спенсера, 5-го графа Спенсера) 8 декабря 1893 года, которые должны были противостоять растущей силе ВМС Франции и Российской Империи. Крупнейшая в Британии серия броненосцев, которая насчитывала 9 кораблей. Этот проект был спроектирован сэром Уильямом Уайтом. Их развитием были броненосцы типа «Канопус», которые отличались от прототипа ослабленным бронированием и увеличенной скоростью.

Корпус

Будучи головным кораблем, HMS Majestic был спущен на воду в 1895 году и имел гладкопалубный корпус 128 м в длину и полное водоизмещение в 16,000 тонн. Был самым большим из броненосцев 19 века.

Этот тип кораблей стал последним имевшим дымовые трубы побортно, последующие типы броненосцев имели дымовые трубы расположенные в диаметральной плоскости.

Вооружение

Главный калибр включал четыре новых скреплённых проволокой 12″ орудия с длиной ствола 35 калибров, и весом в 46 тонн каждое, установленные в двух крытых барбетных установках. Орудия запускали 390-кг снаряды с начальной скоростью 716 — 732 м/с. Бронебойный снаряд весом 386 кг обладал расчётной бронепробиваемостью в 840 мм кованого железа на дистанции 900 м или 300-миллиметров стали на с дистанции в 2830 метров.

Недостатком этих орудий была низкая по меркам времени скорострельность.

На почти всех «Маджестиках», за исключением «Илластриеса» и «Цезаря», орудия были установлены в устаревших барбетах малого диаметра, имевших грушевидную форму. Гидравлические механизмы перезарядки были установлены неподвижно в узкой части барбета.
Таким образом, перезарядка могла производиться только при нулевом угле поворота орудий, и при фиксированном угле вертикального возвышения, равном 13,5°.

За счет этого, темп стрельбы «Маджестиков» составлял около 1 выстрела в 70 секунд при подаче снарядов из заранее подготовленной боеукладки, и далее падал до одного выстрела в 100 секунд при подаче снарядов из погребов.

На «Цезаре» и «Илластриесе» были установлены более совершенные установки большого диаметра с круглыми барбетами. Механизмы перезаряжания теперь вращались вместе с орудиями и заряжание производилось на любом горизонтальном угле поворота установки (вертикальный угол при перезарядке по-прежнему составлял 13,5°). Темп стрельбы составлял для этих двух кораблей один выстрел в 80 секунд.

Барбетные установки броненосцев типа «Маджестик» были значительным шагом вперед по сравнению с предшествующими.

В отличие от открытых барбетных установок, защищенных лишь легкими броневыми колпаками, установки «Маджестиков» приобрели все основные черты броневых башен современного типа.

Неподвижный барбет, проходивший вплоть до броневой палубы, защищал орудийную прислугу, механизмы и элеваторы подачи боеприпасов. Сверху на него опирался тяжелый броневой купол, вращающийся вместе с орудиями. Таким образом, барбетная установка теперь была защищена и от падающих сверху снарядов, что отвечало увеличившимся дистанциям морского боя.

Вспомогательное вооружение было чрезвычайно мощным и хорошо продуманным. Броненосец нес двенадцать 152-мм/40 орудий (QF 6 inch/40) — по шесть на каждый борт — в индивидуальных казематах, защищенных от осколков и мелкокалиберных снарядов. Четыре орудия с каждого борта стояли на главной палубе, и еще два — по углам надстройки.

Орудия имели скорострельность в 5-7 выстрелов в минуту. Дальность действия составляла до 10000 метров. В доктрине того времени, этим орудиям уделялось особое внимание: предполагалось, что в бою он смогут эффективно разрушать надстройки и небронированные части кораблей противника фугасными снарядами, провоцируя пожары и затопления.

Противоминная артиллерия включала шестнадцать 76-миллиметровых скорострельных орудий и двенадцать 47-мм. Торпедное вооружение состояло из четырех подводных и одного надводного торпедного аппаратов.

Бронирование

Схема бронирования «Маджестиков» являлась развитием традиционной британской идеи «цитадельного» бронирования. Броневой пояс защищал лишь центр корпуса корабля между основаниями орудийных барбетов. Оконечности прикрывались только горизонтальной броневой палубой.

Предполагалось, что если цитадель не будет пробита, то разрушение и затопление надводных отсеков в оконечностях не приведет к потере кораблем плавучести.

Но в отношении толщины и площади бронирования были сделаны значительные перемены. Под влиянием Битвы при Ялу, кораблестроители всего мира стали придавать особое значение защите от скорострельной среднекалиберной артиллерии — 120-152-мм орудий с унитарным заряжанием. Такие орудия были не способны пробивать броню, но чрезвычайно эффективно разрушали градом фугасных снарядов небронированный надводный борт, что создавало угрозу захлестывания пробитых отсеков волнами и потери кораблем остойчивости.

Чтобы решить эту проблему, британские инженеры радикально увеличили высоту броневого пояса на «Маджестиках». Простиравшийся на всю длину броневой цитадели, пояс прикрывал надводный борт выше и ниже ватерлинии, вплоть до основания казематов скорострельной артиллерии. Таким образом, инженеры гарантировали, что скорострельные орудия не сумеют оставить пробоин в цитадели, сквозь которые корабль может захлестнуть волнами.

Расплатой за увеличение площади бронирования стала его малая толщина. Броневой пояс «Маджестика» имел толщину не более 229 мм, и не обеспечивал удовлетворительной защиты от снарядов тяжелых орудий.

Чтобы компенсировать этот недостаток, сразу за поясом располагался 120-миллиметровый скос броневой палубы — таким образом, что пробивший пояс снаряд встречал на своем пути дополнительную защиту и не мог добраться до машинных отделений. Вся броня была гарвеевской, превосходящей по характеристикам компаундовскую или сталеникелевую.

Выбранная схема защиты была оптимальна для конца 1880-х — когда тяжелые орудия ГК имели низкую скорострельность и не могли эффективно изрешетить единичными попаданиями тонкий броневой пояс. От легких же снарядов корабль был прекрасно защищен. Но в 1890-х скорострельность и эффективность тяжелой артиллерии резко увеличилась.
Так, французские тяжелые орудия середины 1890-х могли выпустить от 1 до 3 снарядов в минуту, и могли множеством попаданий разбить броневой пояс «Маджестика», после чего кораблю грозила бы гибель.

Силовая установка

«Маджестик» задумывался как корабль с хорошей мореходностью и с мощной паровой машиной, хотя он и потреблял достаточно много топлива. Их начали строить с котлами работающими на угле, но HMS Mars в 1905 — 1906 стал первым броненосцем модернизированным под нефтяные котлы. Оставшиеся корабли были аналогично переделаны на нефтяное топливо в 1907 — 1908 годах.

Броненосцы в серии

HMS Caesar (Цезарь)

HMS Caesar входил в состав Флота Канала в 1898 году, в Средиземноморский флот в 1898−1903 годах, Атлантический флот в 1904−1907 годах, и флот метрополии в 1907−1914 годах.
В начале Первой мировой войны находился во Флоте Канала с августа по декабрь 1914 года, после чего был брандвахтенным кораблем в Гибралтаре с декабря 1914 по июль 1915 года, а также на Бермудских островах в 1915−1918 годах, затем плавучей базой в Средиземноморье в 1918−1919 годах и в Чёрном море в 1919−1920 годах, где Королевский флот воевал против большевиков в Гражданскую войну.
Был последним британским додредноутом служившим в качестве флагманского корабля и последним броненосцем служившем в океане. Был продан на металлолом в 1921 году.

HMS Hannibal (Ганнибал)

HMS Hannibal состоял во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1898−1905 годах и 1907 году соответственно, во флоте метрополии в 1907−1914 годах.

HMS Illustrious (Илластриес)

HMS Illustrious состоял в Средиземноморском флоте в 1898−1904 годах, во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1904−1908 годах, во флоте метрополии в 1908−1914 годах.

HMS Jupiter (Юпитер)

HMS Jupiter состоял во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1897 — 1908 годах, во флоте метрополии в 1908−1914 годах.

HMS Magnificent (Магнифисент)

HMS Magnificent состоял во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1895 — 1906 годах, затем во флоте метрополии в 1907 — 1914 годах.

HMS Majestic (Маджестик)

HMS Majestic состоял во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1895 — 1907 годах, во флоте метрополии в 1907 — 1914 годах.

HMS Mars (Марс)

HMS Mars состоял в флоте Канала и Атлантическом флоте в 1897 — 1907 (став первым броненосцем модернизированным под нефтяное топливо в 1905 — 1906 годах), во флоте метрополии в 1907 — 1914 годах.
В 1902 году в результате нештатного срабатывания запальной трубки (луч огня не достиг слишком далеко расположенный картуз, тот стал тлеть и вспыхнул только после открытия затвора) на учебных стрельбах погибло 2 офицера и 6 нижних чинов.

HMS Prince George (Принс Джордж)

HMS Prince George состоял во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1896−1907 годах, во флоте метрополии в 1907−1914 годах.

HMS Victorious (Викториес)

HMS Victorious состоял в Средиземноморском флоте в 1897−1898 годах и 1900−1903 годах, на Китайской станции в 1898−1900 годах, во флоте Канала и Атлантическом флоте в 1904−1906 годах, во флоте метрополии в 1907−1914 годах. Служил в качестве брандвахты у британских берегов в 1914 году и в начале 1915 года.
Затем, разоруженный, служил в качестве плавучей мастерской в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1916−1920 годах, после чего был переименован в Indus II и списан в 1923 году.

Оценка проекта

Броненосцы типа «Маджестик» были несомненным успехом британского кораблестроения. Они объединяли отличную мореходность, высокую скорость, чрезвычайно мощное вооружение и рациональную броневую защиту в почти оптимальной конфигурации.
Именно в этих кораблях сформировался «классический» эскадренный броненосец конца XIX — начала XX века, ставший эталоном для всего мирового кораблестроения вплоть до появления «Дредноута».

Тем не менее, хотя «Маджестики» представляли собой почти оптимальное конструкторское решение, они не были лишены недостатков. Главным из них была неудачная артиллерия главного калибра.

35-калиберные 305-миллиметровые пушки, созданные на основе старых 343-миллиметровых орудий, имели низкую по меркам времени скорострельность и недостаточную начальную скорость снаряда. Они значительно уступали по боевой мощи французским 40-45-калиберным 305-миллиметровым орудиям той же эпохи.

Схема бронирования «Маджестиков» была рассчитана на существовавшую в тот момент ситуацию, в которой приоритет отдавался защите цитадели корабля от огня скорострельных среднекалиберных орудий.

Предполагалось, что медленно стреляющие тяжелые орудия не смогут редкими попаданиями повредить тонкий пояс корабля достаточно сильно, чтобы вызвать обширное затопление: от проникновения снарядов в машинное отделение защищал скос броневой палубы.
Но в середине 1890-ых тяжелые орудия стали гораздо скорострельнее, а поражающий эффект их снарядов, начиненных более мощными взрывчатыми веществами, значительно возрос. Скорострельные тяжелые орудия могли множеством попаданий тяжело повредить тонкий пояс «Маджестика» и вызвать гибель корабля за счет проникновения воды через пробоины в цитадель.

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий