Минный катер

Боевые катера

Носители минного оружия
Минный катер — класс малых боевых судов, носители минного оружия — буксируемых, шестовых и «самодвижущихся» (торпед) мин. Также использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение во второй половине XIX века.

Предшественник миноносок, которые в свою очередь были предтечами миноносцев и торпедных катеров.

В ряде стран, в том числе и в Российской империи, разграничений между миноносками и минными катерами официально не проводилось, и существовало несколько терминов для обозначения минных катеров — минный баркас, минный катер, минная лодка, минная шлюпка.
Со временем в документах Морского министерства Российской империи появился термин «миноноска», закрепленный приказом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича от 15 апреля 1878 года.

Основные черты, по которым можно ориентироваться для условного разделения между минным катером и миноноской:

  • Миноноска являлась судном специализированной постройки, в отличие от первых минных катеров, которые создавались из подручных (неспециализированных) паровых катеров — разъездных, гидрографических и т. п. (хотя некоторые катера начального периода специализированной постройки (например, «Чесма») принято называть минным катером).
  • Минные катера имели меньшее водоизмещение (5-16 тонн), чем миноноски (20-100 тонн, хотя были примеры миноносок с водоизмещением около 10 тонн). Также для минных катеров характерны меньшие размеры, меньшая скорость худшая мореходность.
  • Минные катера как правило были вооружены буксируемыми или шестовыми минами, катера-носители торпед уже принято называть миноносками (хотя, с одной стороны были примеры вооружения минных катеров торпедами («Чесма», «Синоп»), с другой — миноноски часто вооружались шестовыми минами).

История развития и боевого применения

Минный катер «Чесма» на фоне минного транспорта «Великий князь Константин»

Минный катер Чесма

 

В начале своего развития минное оружие с активными средствами доставки должно было решить две задачи.

  • Первая — средство «партизанской» войны, когда малые материальные и временны́е вложения позволяли эффективно и в какой то мере на равных бороться с дорогостоящим флотом больших кораблей.
  • Вторая — средства борьбы с броненосцами, которые с момента своего появления, некоторое время выигрывали состязание с артиллерией — в максимальной мере это проявилось в бою «Вирджинии» (бывший «Мерримак») с «Монитором» 9 марта 1862 года, когда корабли несколько часов вели дуэль, но не смогли пробить броню друг друга.

Соответственно встал вопрос о средстве, способном поразить подводную часть броненосцев ниже броневого пояса. Эта цель в будущем поставила сложную техническую задачу перед создателем первых торпед — торпеда должна была идти на заданной глубине 1,5-2 метра — ниже броневого пояса, но и не достаточно глубоко, чтобы пройти под килем.

До середины 70-х годов XIX века — до появления первых удачных торпед — технически доступным средством были только мины — мины заграждения или мины, скрытно доставляемые к вражескому кораблю малыми судами — подводными и полуподводными лодками, несовершенными на тот момент, или катерами.

Первая попытка активной доставки минного оружия (да и первое применение минного оружия вообще) состоялась во время войны США за независимость. Носителем первой мины (с некоторыми допущениями её можно классифицировать как буксируемую мину) была подводная лодка Дэвида Бушнелла «Черепаха» (англ. «Turtle»). Атака была неудачной — закрепить мину под днищем цели не удалось.

Первый опытный образец парового катера с минным вооружением был построен в России на Николаевской верфи во время Крымской войны по инициативе генерала Тизенгаузена. Но в боевых действиях он не участвовал, так как затонул во время испытаний из-за невысоких мореходных способностей.

Активное развитие минные катера получили в ходе Гражданской войны в США 1861 — 1865. И дальнейшее развитие — во время Русско-Турецкой войны 1877 — 1878.

После Русско-Турецкой войны, в ходе которой состоялось первая успешная торпедная атака, буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), и минные катера были вытеснены более специализированными и более подходящими для своих целей миноносками.

Первый боевой опыт применения активного минного оружия в Гражданской войне США 1861 — 1865 Впервые шестовая мина была установлена и успешно примененена на подводной лодке конфедератов «Ханли» (англ. «H.L.Hunley»). 17 февраля 1864 года она потопила паровой корвет северян «Хаусатоник» (англ. «Housatonic»).

Подводная лодка со всем экипажем также затонула, уже на обратном пути после атаки. Почти симметричный ответ северян последовал через полгода — в ночь с 27 на 28 октября 1864 года, паровой баркас, оборудованный шестовой миной, под командованием лейтенанта Кушинга (англ. William B. Cushing) атаковал броненосец южан «Албемарл» (англ. «Aldemarle»), который стоял на рейде Плимута в устье реки Роанок. Команде катера удалось преодолеть защитный бон из брёвен (просто рассоединив их) и ударить шестовой миной в подводную часть броненосца. Корабль затонул в течение нескольких минут. Катер тоже погиб — либо от взрыва либо из-за того, что был затянут водоворотом от тонущего броненосца.

На тот момент катера были более доступным и технически более практичным средством доставки мин, чем подводные или полуподводные суда, которые находились только на самом начальном этапе технического развития и имели существенные ограничения, связанные с их несовершенством.

В ходе Гражданской войны флот южан потерял около 50 кораблей, 40 из которых погибли от мин — якорных, плавающих, буксируемых и шестовых. Развитие минных катеров в мирное время. 1870-е годы. Торникрофт и Ярроу

В 60-х годах русский адмирал Г. И. Бутаков начинает экспериментировать с минным оружием. В 1862 году на Балтике он установил, что безопасная длина шеста шествой мины должна быть 6-8 метров — на таком расстоянии взрыв подводного заряда необходимой мощности не приносил вреда атакующему судну.

Одним из учеников Бутакова в области минного оружия был С. О. Макаров, который в ходе Русско-турецкой войны 1877 — 1878 успешно использовал буксируемые и шестовые мины и произвёл первую в мировой истории успешную торпедную атаку.

В 1870 году Германия первой из Европейских стран включила в кораблестроительную программу серию из шести минных катеров, каждый из которых должен был нести две шестовые мины. Но решив, что из-за низкой скорости (менее 8 узлов), которая не позволит им перехватывать современные корабли, они буду малоэффективны, Морское ведомство переоборудовало их в минные заградители.

В 1872 году Джон И. Торникрофт создал прогулочный катер «Наутилус», который поставил рекорд своего времени — смог обогнать гоночные гребные восьмёрки (скорость «Наутилуса» не превышала 12 узлов).

Вскоре после этого новый катер «Миранда» показала невероятный для того времени результат — 16 узлов. Эти достижения принесли Торникрофту первые военные заказы (Норвежский минный катер «Рапп», норв. Rapp — «Быстрый»), мировую известность и лидерство в производстве минных катеров и миноносок.

Характеристики катера «Рапп»: лёгкий корпус с тонкой стальной обшивкой, водоизмещением 15 тонн, паровая машина двойного расширения типа «компаунд» мощностью 90 л.с., средняя скорость — 12,5 узлов, максимальная скорость 14,97 узлов.

В 1874 — 1875 годах верфь Торникрофта, расположенная на Темзе в городе Чизвик, делает по этому же проекту 7 минных катеров: по одному для Австро-Венгрии (№ 1), Дании (№ 1) и Швеции («Спринг») и по два для Франции (№ 5 и № 6) и России (миноноски № 1 и № 2 (позже «Сулин»).
В отличие от «Раппа» эти катера имели машину мощностью 180 — 190 л.с., которая обеспечивала им скорость 16-18 узлов. Проект «Раппа» оказался настолько удачным, что его пробовали копировать в других странах, но катера получались хуже — их скорость едва превышала 10 узлов (в частности — шведский «Ульвен»).
В середине 70-х годов у Торникрофта появляется конкурент — английский конструктор Э.Ярроу (англ. Yarrow), который первым заказом поставил Аргентине 4 минных катера водоизмещением 11 тонн, которые не уступали «Раппу». Позже такие же катера приобрели США, Франция, Нидерланды, Греция. В 1878 году Ярроу получил первый заказ британского правительства.

В марте 1877 года по инициативе французов, сделавших очередной заказ Торникрофту, были проведены испытания, в ходе которых минный катер Торникрофта с шестовой миной успешно атаковал и потопил устаревший корабль «Байонезе», использованный в качестве цели.

Русские минные катера в Русско-Турецкой войне 1877 — 1878

На начало войны российский флот многократно уступал турецкому. Не было ни возможности перевести эскадру с Балтики ни времени построить новые корабли.

Минные катера Черноморского флота можно разделить на два «фронта» — Дунайская флотилия катеров и четыре катера минного транспорта «Великий князь Константин» (действовали в основном у побережья Кавказа — Сухум, Батум, Гагры, но провели одну операцию и в устье Дуная, в Сулине). Также следует упоминуть две миноноски — № 1 и № 2, — приписанные к Одессе, которые участвовали в одном из рейдов «Великого князя Константина».

Первые катера начали поступать на Дунай в конце ноября 1876 года в преддверии войны. На тот момент Россия не име­ла достаточного количества минных катеров или миноносок специальной постройки, поэтому использовались разъездные паровые катера, снятые с кораблей Балтийского флота и императорских яхт.

Большинство из них унаследовали имена своих кораблей.

Катера Дунайской флотилии, снятые с других судов и кораблей:

  • «Первенец»
  • «Не тронь меня»
  • «Грейг»
  • «Спиридов»
  • «Петр Великий» (позже переименованный в «Красотку»)
  • «Генерал-Адми­рал»
  • «Ксения» (с пароходофрегата «Олаф»),
  • «Варяг»
  • «Джигит»
  • «Опыт»
  • «Держава»
  • «Ца­ревна»
  • «Царевич» (бывший катер «Ласточка» («Rindunica»), предоставленный на время войны (уже после её начала) румынским правительством; в литературе нередко упоминается под именем «Цесаревич».

Катера Дунайской флотилии, специальной постройки:

  • «Шутка» (построен на заводе Тор­никрофта, как прогулочный катер для наследника цесаревича (будущий импе­ратор Александр III), катер имел стальной корпус).
  • «Мина» (построен на заводе Берда в Санкт-Петербурге, корпус был сделан из меди, первоначально назывался «Маб». С позволения главнокомандующего, великого кня­зя Николая Николаевича, катер был приобретен у заводчика и доставлен на Дунай уже после на­чала военных действий).

Снятые с кораблей разъездные катера как правило имели одноцилиндровые машины в 5 нарица­тельных лошадиных сил, скорость по течению составляла 6 узлов, против течения 2-3 узла, при встречном ветре вообще могли не справиться с течением.

Они имели на вооружении две носовые шестовые мины на шестах длиной около 12 метров с системой бугелей, коушей и вилок, закрепленной на «накидных банках», которые, крепились непосредственно­ственно к катеру. Первоначально некоторые катера имели еще и два кормовых шеста («лягательные»), которые вставлялись в своеобразные уклю­чины и выдви­гались при помощи системы блоков и талей, но от них вскоре отказались, так как их применение было маловероятным.

В боевое положение шестовые мины приводились усилием двух-трех человек. Масса снаряженной мины доходила до 20 кг. Подрыв осуществлялся либо ударным взрывателем системы Трумберга, либо электровзрывателем от гальванической батареи, установленной на катере.

Катера минного транспорта «Великий князь Константин»:

  • «Чесма» — построен на заводе Берда;
  • «Синоп» — «промерный» (гидрографический) катер;
  • «Наварин» — снят с яхты «Держава»;
  • «Минер» (позже «Сухум») — снят со шхуны «Полярная звезда».

Катера планировалось либо заказать на завода Берда в Санкт-Петербурге, либо использовать имеющиеся катера, снятые с «поповок» или других кораблей флота.

В результате один катер был сделан по заказу, остальные — из числа тех, что оказались в данный момент под рукой. 26 декабря 1876 года приказом Макарова № 21 им были присвоены имена.

«Чесма» — единственный катер, имевший сносную мореходность. Скорость других катеров не превышала 6 узлов, и использоваться они могли только в тихую погоду.

Водоизмещение катеров было в среднем около 6 тонн, длина менее 20 м. Их вооружение первоначально состояло из буксируемых мин («крылаток» Макарова), позже шестовых, ещё позже катера «Чесма» и «Синоп» были снабжены средствами для запуска торпед Уайтхеда.

Боевые операции катеров Дунайской флотилии

С самого начала боевых действий катера занимались постановкой минных заграждений. И события с применением шестовых мин, кроме атаки в Мачинском рукаве в ночь на 14 мая, носили скорее оборонительный характер.

В ночь на 14 мая 1877 года минные катера «Джигит», «Ксения», «Царевич» и «Царевна» обнаружив в Мачинском рукаве отряд из трёх турецких кораблей, потопили монитор «Сейфи».

Катерами командовали:

  • «Джигит» — мичман Перст;
  • «Ксения» — лейтенант А. П. Шестаков;
  • «Царевич» — лейтенант Ф. В. Дубасов;
  • «Царевна» — мичман М. Я. Баль.

Утром 8 июня 1877 года во время постановки мин у острова Мечка катер «Шутка» атаковал турецкий пароход «Эрекли» («Erekli»), пытавшийся помешать постановке (в постановке участвовал и катер «Мина», но в атаке участия не принимал из-за поломки в машине). Шестовая мина не сработала и атака не принесла результатов. Катерами командовали:

Днём 8 июня эти катера пытались атаковать канонерскую лодку «Подгорица» («Podgoriza»), но из-за неполадок и повреждений, атака не состоялось, и катера были вынуждены отступить.
От полного уничтожения катера спасло только то, что у канонерской лодки были другие цели. 11 июня катера «Шутка», «Мина» и «Первенец» атаковали ту же канонерскую лодку «Подгорица» у острова Белино. Атака также оказалась безрезультатной.

Катерами командовали:

  • «Шутка» — мичман Нилов;
  • «Мина» — гардемарин Аренс;
  • «Первенец» — унтер-офицер Петров.

Боевые операции катеров минного транспорта Великий князь Константин

В ночь на 1 мая 1877 катера атаковали буксируемыми минами яхту «Султание», стоящую на на Батумском рейде. Из-за обрыва проводов взрыва мины не произошло.

28-29 мая 1877 катера совместно с миноносками № 1 и № 2 на рейде Сулина атаковали броненосный корвет «Иджлалие» с помощью шетовых мин. Атака была безуспешной. Миноноска № 1 была потоплена, команда попала в плен.

11-12 августа 1877. Атака броненосца «Ассари-Шевкет» (или «Ассари-Тевфик») на Сухумском рейде. Турецкий корабль получил повреждения.

15-16 декабря 1877. Торпедная атака броненосцев на Батумском рейде (катера «Чесма» и «Синоп»).

13-14 января 1878. Первая в истории упешная торпедная атака против канонерской лодки «Интибах» на Батумском рейде (катера «Чесма» и «Синоп»).

После Русско-Турецкой войны, в ходе которой состоялось первая успешная торпедная атака, буксируемые и шестовые мины отошли на второй план, активное развитие получили «самодвижущие мины» (торпеды), и минные катера были вытеснены более специализированными и более подходящими для своих целей миноносками.

Оцените статью
Sea-Transport.ru
Добавить комментарий