Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.
Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне.
Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Английский эквивалент термина — дестроер (англ. destroyer — разрушитель). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.
Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил.
Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х — 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.
Происхождение эсминцев
Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий» был способен развивать скорость в 9 узлов) (1873 г. — фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость, стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» — «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв».
Английский «Лайтнинг» — один из первых миноносцев. 1877 г.
Они и однотипные с ними корабли были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог потопить линейный корабль той эпохи.
Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы.
Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов — торпедных катеров и миноносок.
Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».
Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода.
Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять.
Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг.
Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894 — 1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.
Первые образцы
Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer) получило распространение только в начале 1900-х гг.
Первоначальная роль эсминцев — противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.
Торпедный таранный корабль «Полифемус»
В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.
В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними. Японский корабль «Котака» (1887)
Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г.
Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г. «Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.
Испанский «Деструктор» (1886)
Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г.
Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.
Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев — впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.
Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г.
Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.
Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев. В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90 — 150 т, обладавшие скоростью 20 — 25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен).
Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904 — 1905 гг.
Развитие эсминцев в начале XX века На рубеже XIX — XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в 1899 г.
На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 году они уже были широко распространены.
Американский эсминец «Перкинс» проекта «Полдинг» (1909 г.)
В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 годами эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 тонн до 1000. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).
При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающейся платформе. Для управления стрельбой стали использовать специальные оптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата.
Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца — торпеда. Её диаметр увеличился с 357 до 533 — 600 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг.
Резко возросла дальность действия и скорость торпед. На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании.
Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым типом британских эсминцев, имевшим отдельные каюты для офицеров, стали эсминцы типа «Ривер» постройки 1902 года.
Боевое применение ранних эсминцев
Первоначальное назначение эсминцев — борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:
- Защита флота от вражеских торпедных кораблей
- Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота
- Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.
Атака вражеского флота
Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны. Три дивизиона эсминцев (по другой классификации — миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».