Швертбот летучий голландец

Гоночный швертбот Летучий голландец
Летучий Голландец (Flying Dutchman - FD) - это 20-футовый высокоскоростной гоночный швертбот (динги).
Экипаж - 2 человека.
Разработан в начале 50-х 20-го века.

Имел свой олимпийский дебют на Олимпийских играх 1960 г..

До настоящего времени FD по прежнему один из наиболее быстрых швертботов в мире. Для эффективного откренивания он имеет ремни для рулевого и трапецию для шкотового.

Обладая очень большой парусностью и эффективной системой откренивания, он, вероятно, является наиболее быстрым швертботом на встречных курсах.

FD несёт три паруса: грот, генуэзский стаксель и большой спинакер. Его лёгкий вес и большая парусность позволяет ему легко лавировать против ветра. На базе FD во второй половине 20 века были внедрены многие важные инновации парусного спорта:

Впервые использована трапеция, впоследствии повсеместно используемая во многих высокоскоростных швертботах и катамаранах.

Барабан для быстрой закрутки стакселя.

Лоток для быстрой постановки и уборки спинакера.

Ускорители установки спинакер-гика.

Композитные конструкции. Эти инновации произошли, потому что FD является открытым классом единого проекта, где ограниченное развитие разрешено и поощряется.
Это означает, что параметры, которые прямо влияют на скорость лодки, такие как форма корпуса, вес, площадь парусов, - строго контролируются, но остальные области являются открытыми для разработки. FD был олимпийским классом с 1960 до 1992 (включительно).

 

 

История класса

В начале 50-х годов 20-го века член Королевского Яхт-клуба в Лусдрехте (Голландия) Конрад Гульчер (Conrad Gulcher), апологет парусных швертботов, обладавший обширной коллекцией чертежей таких швертботов и значительными связями в парусном мире Германии и Великобритании, обратился к Уусу Ван Ессену (Uus Van Essen), судовому архитектору и мерителю Голландской яхтенной федерации с предложением усовершенствовать 2-х местный швертбот Tornado, безуспешно запущенный Международной парусной федерации в конце 40-х годов.

Предварительный проект был разработан в начале сентября 1951 и был послан 30 лучшим рулевым Европы, с просьбой прокомментировать его в течение двух недель. К концу сентября, было получено 23 отклика с существенно новыми и здравыми идеями по перепроектированию этой лодки.
Для того чтобы поставить вопрос на ноябрьском заседании Международной парусной федерации требовалось представить готовую лодку за неделю до заседания. Это было трудновыполнимо, но Конрад имел шаблон, и корпус был построен за одну неделю и полностью оснащен за другую.

Было решено провести испытания летом 1952 года в Голландии, и президентом Международной парусной федерации сэром Петером Скоттом (Sir Peter Scott), было предложено имя «Летучий Голландец». Испытания были проведены на Лусдрехтских озёрах и на открытой воде Эйсселмера в Северной Голландии.
В испытаниях принимали участие 17 лодок, некоторые из них специально спроектированные: Орлик (Osprey) и Тайфун (Typhoon), другие принадлежали к существующим классам Хорнет (Hornet), Канетон (Caneton), Чертополох (Thistle), Шарпи (Sharpie) и др.

Результаты были явными и FD был принят; однако с ограничением "только для континентальных озёр", и в 1953 году была назначена серия новых испытаний на открытом море в Ла Боле (La Baule). В это время маленький стаксель был заменён генуей и для более эффективного откренивания была добавлена трапеция.
В Ла Боле снова были специально сконструированные лодки, такие как Коронет (Coronеt), уменьшенная версия которого позднее стала классом 505. На попутном курсе Коронет со своими большими спинакером и гротом был быстрее, но против ветра FD выиграл. Было ясно, что FD очень хорош на открытом море, и "озёрное" ограничение было снято. Класс расцвёл благодаря активности Конрада и хорошо структурированной организации класса.
К 1960-м годам флот FD существовал в Ливане, в Марокко, в Португальской Восточной Африке, Аргентине, Венесуэле, Таиланде, не говоря уже о Европе, США, Канаде, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии.

В 1956 году FD принимал участие в гонке через Ла-Манш из Фолкстона (Великобритании) в Булонь-сюр-Мер (Франция) и оказался самым быстрым швертботом-двойкой. В 1957 году FD был выбран для замены класса Шарпи на Олимпийских играх 1960 в Неаполе. С 1992 года FD больше не олимпийский класс (он был заменён классом Лазер).

Правила класса FD были оформлены таким образом, чтобы ограничивать единым проектным решением все скоростные факторы, такие как форма корпуса и вес, глиссирующие формы и паруса, но остальные факторы остались открытыми для развития.
По мере развития новых идей они часто брались на вооружение другими классами, например, использование трапеции, использование спинакерного канала, конструкция двойного дна, окна в парусах и многочисленные усовершенствования в оснастке.
Единство проекта было гарантировано очень простой, и следовательно, дешевой и легко воспроизводимой системой измерения, определённой Уусом Ван Ессеном. Многие всемирно известные яхтсмены испытали обаяние FD.
Подобно многим другим классам, FD за последние несколько лет имел закат популярности, но сейчас наоборот класс возрождается. С 2008 он является одним из Заслуженных Олимпийских Классов, включенных в программу соревнований Игры Заслуженных Олимпийских классов (Vintage Yachting Games).

 

 

Участие в олимпиадах

С 1960 года — олимпийский класс, заменил Шарпи. В последний раз участвовал в олимпиаде 1992 года.

 

 

Летучий голландец в России

В России развитие класса FD было обусловлено тем, что интервал времени, в течение которого класс FD был олимпийским классом, почти полностью лежит в пределах времени существования СССР и, следовательно, советской системы отношения к спорту. С одной стороны, олимпийский статус этого класса стимулировал развитие строительство (приобретение) яхт этого класса и подготовку спортсменов.

С другой стороны, в целях экономии средств, количество яхт, полностью соответствующих правилам класса FD, было очень ограничено, а для массовой подготовки спортсменов был придуман класс ЛГ, так называемый «учебный класс для перехода в класс FD», который ничем конкретным не отличался от своего олимпийского прототипа, но позволял всякие неточности и неопределенности в смысле вышеназванной системы измерения Ууса Ван Ессена.
Таким образом, в России существовало очень малое количество яхт класса FD и профессиональных гонщиков, ориентированных на получение высших достижений на мировых и олимпийских соревнованиях, и сравнительно большое количество яхт класса ЛГ для массовых занятий парусным спортом.
После того как класс FD перестал быть олимпийским, оба класса стремительно потеряли популярность и заброшенные лодки повторили судьбу яхт класса «Буря» - «учебный класс для перехода в класс Темпест».

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...