Яхта Open800

Open800 - российский класс парусных спортивных яхт. Соревнования класса проводятся по гандикапной системе с учётом обмерной формулы RS-2000. Название класса отражает его открытость: любая яхта длиной не более 800 см
и удовлетворяющая требованиям правил класса может быть признана принадлежащей данному классу.Развитие класса связано с возможностью перевозки яхт на автомобильных трейлерах.
Этим была достигнута возможность участия яхт и экипажей в многих регатах без больших затрат времени, связанных с перегоном лодок своим ходом к местам проведения соревнований.
Первая яхта класса, AlekStar 767 название «Скорпион» (также известная как Mitsubishi Pajero), была построена в 2001 году. В настоящее время насчитывается несколько десятков яхт данного класса.
В России производятся яхты по проектам нескольких конструкторов. Создание яхт осуществляется на пяти частных верфях в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Нижегородской области и Таганроге.
В среде российских яхтсменов яхты класса получили жаргонные названия Опены и Открывашки.
Характеристики яхт
Конструкция учитывает современные тенденции постройки гоночных парусных яхт. Яхты класса имеют хорошие ходовые качества, быстро выходят на глиссирование и в свежий ветер на попутных курсах способны развивать скорость, превышающую 20 узлов. Обитаемость и прочностные характеристики как правило приносятся в ущерб ходовым качествам.
Вследствие этого в жестких погодных условиях не редки поломки матчасти. Яхты могут нести спинакер, однако помимо грота и стакселя, в конструкции предусмотрено несение генакера, при этом курс бакштаг становится предпочтителен полному курсу. Яхты оборудованы выдвижным бушпритом.
Ограничения
Основные ограничения для яхт класса Open800:
длина не более 8,00 м, ширина не более 2,55 м;
осадка не более 2,00 м, высота мачты не более 11,00 м;
балл по RS-2000 в диапазоне 740—790 сек/миля;
оборудование и снабжение яхты должны соответствовать третьей категории плавания Специальных Правил Комитета по крейсерским гонкам;
минимальное водоизмещение 1000 кг;
запрещено использование материалов с плотностью большей, чем у свинца.
Всё, явно не запрещённое правилами, разрешено. Следует однако отметить, что некоторые изменения в устройстве и вооружении яхты могут ухудшать её гоночный балл.
Например, гоночный балл ухудшает применение удочки на топе мачты или сквозных лат. Применение большого числа таких технических решений может привести к тому, что гоночный балл яхты выйдет за пределы допустимого правилами класса Open800.
Критика
Как среди яхтсменов, так и среди судей и мерителей существует критика некоторых особенностей класса Open800. Главным препятствием развития класса критикующие называют закрытость обмерной формлы RS-2000.
Мерительные свидетельства выдаёт Комитет по правилам RS, что фактически ограничивает географию применения данной системы обмера европейской частью России.
На тихоокеанском побережье России и за её пределами используются другие обмерные системы (IOR, IMS, ORC Club). Кроме того, несмотря на требование правил класса Open800 о том, что яхты должны соответствовать 3-й категории крейсерских гонок ISAF, фактически яхты - «выжиматели формулы RS» оказались слабо приспособлены к свежей погоде в условиях открытой акватории.
По этой причине класс Open800 не имеет чётких перспектив на российских акваториях Чёрного и Японского морей даже при условии того, что на них будет работать достаточное число мерителей RS.
Регаты
Наиболее важной регатой для яхт данного класса является «Кубок России в классе яхт Open800». Кубок состоит из нескольких этапов, проводимых с июня по сентябрь в различных регионах европейской части Российской Федерации.
Другие известные российские регаты, использующие зачёт по системе RS-2000 - это Онежская регата, Кубок Волги, Балтийская неделя, Банковский кубок.
Сравнение с другими классами
За последние годы динамичное развитие получил схожий с Open800 по характеристикам класс GP26 (длина 26 футов - 7,95 метров). Однако эти классы различны по категории плавания - класс Open800 имеет 3 категорию по классификации ISAF, которая позволяет лодкам класса выходить в открытое море. GP26 предназначен для гонок 4-й категории ISAF и может перемещаться только по внутренним водным путям.