Учебный парусный корабль Ядран

Учебный парусный корабль Ядран в порту
Ядран - учебный парусный корабль, построенный в 1931 году. Принадлежит Военно-морскому флоту Черногории.После создания независимого государства Югославия в 1918 году возникла необходимость в учебном корабле для нужд флота.

Однако недостаток средств привёл к тому, что только в 1930 году организация «Ядранска стража» совместно с Военно-морским флотом Югославии собрали необходимую сумму для постройки корабля. Корабль строился в Гамбурге на верфях H. C. Stülcken Sohn, стоимость корабля составила 8 407 030 динаров (622 743 рейхсмарки).

25 июня 1931 корабль был спущен на воду, но из-за проблем с финансированием окончательно сдан лишь в 1933 году. «Ядран» прибыл в Тиват 16 июля 1933 года в 10 утра.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 787 тонн.
Длина между перпендикулярами 58,2 м.
Длина по ватерлинии 41 м.
Ширина по мидельшпангоуту 8,90 м.
Высота 39,1 м.
Осадка 4,05 м.
Двигатели 1×480 л. с.
Площадь парусности 930 м².
Скорость хода 10,4 узла под двигателем/16 под парусами.
Экипаж 61 человек, в том числе 30 курсантов.

 

 

Служба

19 августа 1933 года корабль был принят на службу ВМС Югославии. Торжественная церемония, с салютованием из орудий, состоялась 6 сентября 1933 года в Сплите. 25 июня 1934 года корабль вошёл в состав Адриатического флота.

 

«Ядран» в 1941 году

Учебный парусный корабль Ядран стоит на якоре

 

До начала Второй Мировой войны «Ядран» семь раз выходил в учебные походы за пределы Адриатического моря. Самый длительный поход в истории корабля состоялся в 1938 году.
Выйдя из Дубровника 20 апреля «Ядран» прибыл в Нью-Йорк 21 июня 1938 года, где находился 16 дней. За это время его посетили тысячи югославских эмигрантов, а члены экипажа посетили Николая Теслу и подарили ему миниатюру с изображением корабля. Ещё пять суток корабль находился с визитом в Бостоне, после чего двинулся в обратный путь.
В ходе океанского перехода навигационные приборы вышли из строя, а сильная облачность не позволяла ориентироваться по небу, однако спустя 23 дней плавания Милан Спасич, будущий народный герой Югославии, вывел корабль к Бермудским островам.
31 августа 1938 года корабль вернулся в порт.

Во время ходе немецкого вторжения в Югославию в 1941 году «Ядран» находился в Которском заливе, был подчинён командованию противолодочной обороны и южного сектора морской обороны. Часть экипажа была переведена на другие корабли ВМФ Югославии, но оставшихся хватало для выполнения кораблём транспортных задач в заливе.
Несколько раз корабль подвергался авианалётам, на что команда отвечала огнём стрелкового оружия по низколетящим самолётам. Команда находилась на борту до 17 апреля 1941 года.

 

«Ядран» заходит в порт

Учебный парусный корабль Ядран заходит в порт

 

После капитуляции Югославии корабль достался итальянскому флоту, где под именем «Марко Поло» также продолжил службу в качестве учебного судна.
После капитуляции Италии корабль оказался в Венеции, он был разграблен, началось гниение. К концу Второй Мировой войны корабль едва держался на плаву, и использовался в качестве моста в венецианском канале. По требованию югославских властей корабль был переведён в Тиват, где 21 апреля 1947 года началась его реконструкция, окончившаяся 17 декабря 1948 года. Корабль вновь был готов к службе и стал частью Вольнопоморского учебного центра в Дивулье. Вновь начались учебные походы, хотя так как корабль более не являлся основным учебным судном, за послевоенные годы за пределы Адриатического моря «Ядран» выходил пять раз.

В 1956 - 1957 годах в Тивате корабль прошёл реконструкцию, были заменены палуба, мачты, добавлены паруса, модернизировано оборудование. Десятью годами позже корабль вновь прошёл полную перестройку и модернизацию.
В 1967 году корабль с экипажем принимали участие в съемках советско-югославского приключенческого фильма «Попутного ветра, «Синяя птица»».
При распаде Югославии в 1991 году, корабль находился на очередном крупном ремонте на заводе «Савы Ковачевича» в Тивате. Ремонт был завершен в 1994 году, и «Ядрат» вошел в состав ВМФ Союза Республик Югославии, в дальнейшем он перешёл к флоту Сербии и Черногории, а затем вошёл в состав ВМС Черногории, где он по-прежнему является центром обучения гардемаринов, сотрудничая с мореходной школой и институтом мореплавания.

В 1997 году корабль посетил с визитом Грецию, в 2008 году принимал участие в «World Conservation Congress», проводившемся международным союзом охраны природы в Барселоне.
В 2009 году с визитом корабль заходил в Чёрное море в Констанцу. Торжественно отмечались 75 и 80-летние юбилеи корабля.

 

 

Технические характеристики

«Ядран» - моторное судно, с парусным вооружёнием по типу баркентины. Общее водоизмещение 787 тонн, максимальная длина 60 метров, а по ватерлинии - 41 метр.
Несёт 12 парусов: 9 прямых и 3 косых с общей площадью в 930м².
Дизель «Burmajster-alfa» с мощностью в 480 л.с. позволяет развивать скорость в 10,4 узла.
На корабле шесть одноместных кают, две двухместные, три четырёхместные, и два кубрика - один на 12 коек, второй на тридцать.
Запасы корабля 48 тонн пресной воды и 27 тонн топлива, что обеспечивает кораблю автономность в 15 суток.

Всего корабль прошёл более 400 000 морских миль.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...