Дизель-электроход Ленин

«Ленин» (проект 20) - серия советских речных пассажирских дизель-электроходов, предназначенных для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Всего было построено два судна, «Ленин» (головное) и «Советский Союз».
Проект «Страна Советов» Работы по проектированию пассажирского судна - «экспресса для Большой Волги» начались ещё в тридцатых годах.
Это судно должно было стать первым трёхпалубным волжским судном. Необходимость его создания была обусловлена строительством водохранилищ.
С одной стороны, эти водохранилища должны были сделать возможным использование на Волге больших судов со значительной осадкой, с другой стороны водохранилища меняли условия судоходства на Волге, требуя от судов большей «мореходности».
Ещё 21 октября 1932 года «Известия» опубликовали сообщение о конкурсе на лучшие проекты судов разных типов, в том числе и на лучший проект пассажирского судна для Волги. Победителем в этой номинации стал проект инженера-судостроителя В. И. Сергеева.
Через несколько лет началась разработка нового судна. Главным инженером проекта был Н. Ф. Мокеев, в проектировании принимал участие и В. И. Сергеев.
К 1937 году проектирование было завершено. Было разработано три варианта судна, отличавшихся только силовой установкой (предлагались дизельная, дизель-электрическая и турбоэлектрическая установки).
При любом варианте, мощность двигательной установки должна была составлять 5400 л. с, чего должно было быть достаточно для обеспечения скорости 30 км/ч. Будущее судно должно было иметь 110 метров в длину, 12 м в ширину и осадку в 2 м.
Было изготовлено семь моделей «Страны Советов» (так было решено назвать будущее судно), которые были разосланы возможноым заказчиком. Однако строительство судов типа «Страна Советов» так и не началось из-за Великой Отечественной войны.
Марка Почты СССР с изображением теплохода «Ленин»

После войны
К проекту судна-экспресса для большой Волги вернулись только в пятидесятых годах. За основу был взят проект тридцатых годов, который, однако, был значительно переработан специалистами завода «Красное Сормово».
В результате было создано фактически новое судно, значительно отличавшееся от проекта «Страны Советов». Было решено строить суда с дизель-электрической силовой установкой.
Первое судно дизель-электроход «Ленин», флагман речного пассажирского флота, было спущено на воду осенью 1958 года, а в 1959 г. второй дизель-электроход "Советский Союз".
Это был новый тип судна, отличающийся от всех ранее построенных речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью (главный конструктор А.Н. Каманин, главный строитель Н.К. Петухов).
История эксплуатации и распространение
Оба судна были переданы Волжскому пароходству и использовалась на скорых пассажирских и туристических волжских линиях.
В 1984 году «Ленин» сгорел. «Советский Союз» был выведен из эксплуатации в 1996 году. Судно сохраняется до сих пор, возможно его восстановление до рабочего состояния частным инвестором.
Условия размещения пассажиров
Пассажиры размещались в одно- двух- трёх- и четырёхместных каютах. На судах типа «Ленин» пассажирские помещения были оборудованы такими новинками (на тот момент), как кондиционирование и телевидение.
К услугам пассажиров на борту были кинконцернтный зал на сто мест и ресторан. Каюты, коридоры, салоны и вестибюли были оформлены шпоном ценных пород дерева, повинолом и линкрустом.
Технические особенности
Помещения размещались в пяти ярусах (три яруса в надстройке и два в корпусе). Корпус - стальной, сварной. В носовой части судов имелся трюм на сто тонн грузов.
Суда имели три двигательных установки (дизель-генераторы) мощностью по 900 л.с. Двигательные установки управлялись из рулевой рубки судна дистанционно. Здесь же, в рубке, располагались такие современные на тот момент приборы, как радар и эхолот.
Судна имели подруливающие устройства, расположенные в носовй и кормовой части. Эти устройство облегчали маневрирование у причалов и в шлюзах.
Рулевое устройство судов состояло из электрической двухмотороной рулевой машины и трех подвесных балансирных обтекаемых рулей площадью по 4,3 м², расположенных за гребными винтами.
Марка Почты СССР с изображением теплохода «Советский Союз»

Технические характеристики
Класс речного регистра: О
Длина расчётная/габаритная: 116,7 / 121,4 м
Ширина расчётная/габаритная: 12,6 / 16,8 м
Высота от основной линии: 15,1 м
Осадка средняя: 2,44 м
Водоизмещение с грузом, пассажирами и полными запасами: 2 385 тонн
Доковый вес: 2 037 тонн
Пассажировместимость общая: 439, из них 4 в каютах люкс
16 в одноместных каютах
50 в двухместных одноярусных каютах
36 в двухместных двухярусных каютах
36 в трёхместных каютах
300 четырёхместных каютах
В ресторане могло разместиться 152 человека, в салонах - 66 человек, в киноконцертном зале - 102 человека
Мест для членов экипажа: 97
Грузоподъёмность: 60 или 100 тонн (по разным источникам)
Двигатели:
Д50 четырёхтактные бескомпрессорные с газотурбинным наддувом, три штуки, по 662 кВт (900 л.с.) каждый три гребных электродвигателя по 546 кВт каждый, приводящих в движение три гребных винта Скорость на глубокой воде: 26 км/ч