Теплоход Ласточка

Теплоход Ласточка
Ласточка  - «Павлик Морозов») - пассажирский скоростной речной теплоход типа «Заря» (проект 946), часто называемый «речным трамваем», «речным автобусом», был построен на Московском судостроительном заводе в СССР в 1975 году.

Единственный на весь 1,5-миллионный Харьков прогулочный теплоход в новейший период его истории. В 1996 - 2005 годах совершал прогулочные рейсы по харьковским рекам Лопань и Харьков. Сгорел в дневное время 1 апреля 2005 года при невыясненных обстоятельствах.

Теплоход «Ласточка» был построен в 1975 году на Московском судоремонтном заводе, СССР. Предыдущее название судна - «Павлик Морозов» (порт приписки - Днепропетровск). До переезда в Харьков теплоход около двадцати лет бороздил воды Днепра.

В 1996 году усилиями Александра Евгеньевича Сазонова находившийся в плачевном состоянии «Павлик Морозов» был на 30-метровой специальной платформе перевезен из Днепропетровска в Харьков. Работы по восстановлению и переоборудованию велись на реке Харьков за Чигиринским (Горбатым) мостом.

Спустя месяцы напряженной работы отремонтированный и переоборудованный теплоход был проведен под мостами вниз по спущенной (через Гончаровскую плотину) реке Харьков (в том числе под подвесным Рыбным мостом) и занял свое место у построенной в 1930-х годах гранитной пристани на Пролетарской площади.

Вот что говорит сам А. Сазонов о произведенных «переделках»: «У нашего корабля (когда мы всё полностью разобрали) осадка была 17-20 см. Мы выбросили двигатель на 1000 лошадиных сил и поставили на 60 - этого хватало.»

От пристани теплоход доходил до Благовещенского собора, разворачивался у Бурсацкого моста и оттуда по центру Лопани двигался к месту слияния (стрелке) рек Лопани и Харькова. Повернув направо, он шёл до Гончаровской плотины, там разворачивался и возвращался.

Длина маршрутаи туда и назад составляла пять километров. Другие места реки для «Ласточки» были непроходимы. Одной из преград служил старый подвесной Рыбный мост у цирка. Вначале планировали его убрать или поднять на 1,5 метра (что было осуществлено в 2010 году - мост заменили новым).
В данном случае теплоход смог бы удлинить свой путь до Харьковского моста. Но преграду «при жизни» теплохода так и не одолели. Тем не менее, известна попытка удлинения маршрута до Дворца водных видов спорта (ныне «Акварена»), что на север за Бурсацким мостом.

 

Пожар

Почти десятилетие «Ласточка» начинала 1 мая харьковскую навигацию. 1 апреля 2005 года в результате пожара теплоход практически полностью сгорел (высказывались предположения поджога), однако, возможность его восстановления всё же сохранялась.
Новый владелец, фирма «Эталон», решила иначе: «Ласточка» была увезена, а вместе с этим и город потерял свой судоходный статус. Дальнейшая судьба судна точно не известна.
По одним данным, «Ласточка» была восстановлена и ныне служит как плавучий дом отдыха на Печенежском водохранилище, по другим - она отправилась ржаветь на Сортировку, по третьим - продана на металлолом.

В 2008 году «Ласточка» была выкуплена директором базы отдыха «Пролисок» НАУ «ХАИ», и перевезена в Старый Салтов. После смерти директора б/о «Пролисок», уже отремонтированный теплоход был перегнан ближе к Салтовской дамбе.
Во время зимних стоянок 2009, 2010, 2011, «Ласточка» стояла в районе б/о Комунальник, летом 2010 года в районе городского пляжа поселка Старый Салтов.

 

 

Значение

С 50-х годов XX века реки Харькова оставались несудоходными. С появлением т/х «Ласточка» впервые в новейшей истории Харьков, хоть и на непродолжительное время, но все-таки стал судоходным.

Однако более важна практическая значимость «Ласточки». Реки Харькова были значительно очищены за время её курсирования, пришла рыба, появились ондатры и чайки.
Рыбнадзор перечень давал, появились щуки. Исчез смрадный запах на набережных, вызванный застоем воды в реках, а также миновала опасность подтопления близлежащих к реке домов. Русло реки углубилось до трех метров.

В данный момент снова обострилась проблема мелко- и маловодья харьковских рек, которую следует решать не механической прочисткой русла, со временем непременно засоряющегося, а восстановлением судоходства по ним.
«Ласточка» была хорошим начинанием, и сейчас городские власти (Харьковский горсовет) задумались о пуске нового речного трамвайчика.

 

 

Память

В 2011 году к ЕВРО-2012 точно на месте стоянки «Ласточки» у Лопанского моста (река Лопань) была открыта лодочная станция, уже существовавшая в 1930-х годах, под новым названием - лодочная станция «Ласточка».

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...