Супертанкер Крым

Супертанкер Крым на якоре
9 апреля 1974 года на воду был спущен первый советский супертанкер «Крым». Он оказался самым крупным танкером, эксплуатировавшимся не только в СССР, но и в современной России. Супертанкер был разработан в ЦКБ «Балтсудопроект»,

старейшем КБ, находящемся в Санкт-Петербурге. Расскажем подробнее о нем и о других советских морских гигантах, а также о том, какие суда пришли им на смену.

За 90 лет своего существования «Балтсудопроектом» было разработано около 180 проектов, по которым было построено почти 3 тыс. гражданских судов различного назначения общим водоизмещением 11 млн. тонн.
Но самым грандиозным проектом стал «Крым» (проект 1511), по которому в 70-е годы было построено 6 супертанкеров, предназначенных для морских перевозок нефти и нефтепродуктов.

Проект был принят госкомиссией в 1973 году. Что оказалось как нельзя кстати для советской экономики, поскольку в этом году разразился мировой энергетический кризис, и нефть сильно подорожала.

Первое судно серии – «Крым» - было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» в рекордно короткие сроки. 9 апреля 1974 года супертанкер был спущен на воду, а 1 января 1975 года был приписан к Новороссийскому морскому пароходству.

Для Керченского судостроительного завода этот проект стал одним из главных в его «производственной биографии». Завод был открыт в 1938 году и специализировался на производстве гражданских грузовых судов. Но именно с постройки «Крыма» начал выпускать крупнотоннажные суда.
Также одним из его «звездных» проектов стало производство в 80-е годы атомных ледокольных лихтеровозов «Севморпуть». Начиная с 90-х годов (то есть во времена независимой Украины), завод сократил производство и стал выступать в роли производителя корпусов судов без оборудования по заказам Нидерландов.
Опыта создания супертанкеров в Советском Союзе не существовало. В связи с чем оборудование «Крыма» состояло преимущественно из впервые разработанных узлов, механизмов и систем.
Таковых насчитывалось более трех сотен. Большая их часть не проходила предварительных стендовых испытаний по двум причинам. Во-первых, необходимо было начать эксплуатацию танкера как можно скорее, чтобы воспользоваться сложившейся на рынке энергоносителей конъюнктурой.
Во-вторых, не существовало стендов для испытания оборудования столь гигантских размеров. Поэтому в свой первый рейс супертанкер вышел весьма «сырым».

Ходовые испытания также проводились в кратчайшие сроки, в связи с чем была высока их интенсивность. Моделировались разнообразные аварийные ситуации, которые должны были ликвидировать как судовая автоматика, так и команда. Например, имитировался выход из строя одного из двух паровых котлов.

Но, несмотря на ускоренные темпы производства и испытаний, все 6 супертанкеров оказались на редкость безаварийными. Хотя авария на каждом из них могла повлечь катастрофические последствия.
Это объясняется тем, что в 70-е годы танкеры строились по старой схеме, которая не соответствует нынешним нормам «экологичности» для этого типа судов. Современные супертанкеры делают с двойным корпусом, что сводит к минимуму загрязнение нефтью громадных пространств мирового океана.

Все шесть супертанкеров проекта 1511 – «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс», «Советская нефть» - были приписаны к порту Новороссийска. А «Крым» в 1989 году был продан во Вьетнам и сменил название на «Chi Linh».

Их характеристики были рекордными для своего времени. Впервые в Советском Союзе были спущены суда с дедвейтом (сумма масс в тоннах переменных грузов судна: транспортируемого полезного груза, а также топлива, масла, технической и питьевой воды, пассажиров, экипажа и продовольствия), превышающим 150 тыс. тонн.

 

Габариты и технические параметры судна таковы:

Длина - 295,08 м

Ширина - 44,95 м

Высота борта - 25,42 м

Осадка – 17 м

Дедвейт - 150500 тонн

Водоизмещение – 31500 тонн

Мощность паротурбинной установки – 30 тыс. л.с.

Двигатель – нереверсивный турбозубчатый агрегат

Скорость - 15,9 узлов

Количество палуб - 1

Количество переборок - 16

Количество танков - 5

Суммарный объем танков – 180660 куб.м.

Экипаж – 36 человек

Дальность плавания – 25000 миль.

 

После распада Советского Союза супертанкеры принадлежали четырем владельцам. Как уже было сказано, «Крым» стал вьетнамским танкером «Chi Linh».

«Кубань», «Кузбасс» и «Советская нефть» остались в Новороссийске, ими владела компания «Новошип» - «Новороссийское морское пароходство». «Кавказ» в 1993 году был продан компании «Норд-Вест Сервис», в которую входит Северо-Западное пароходство.

В том же году «Кривбасс» «уплыл» в Мурманск, став собственностью компании «Арктик-Сервис».

В строю находится лишь первенец – супертанкер «Крым»/«Chi Linh». Все остальные были списаны в период с 1996 по 1998 год и проданы на металлолом в Бангладеш.

 

Кто пришел на смену

В 80-е годы габариты строившихся в СССР танкеров были снижены. На смену «Крыму» пришло семейство танкеров «Победа», имеющих дедвейт более чем в 2 раза меньший – 68 тыс. т. Неоспоримым их достоинством можно считать, пожалуй, полное соответствие требованиям «экологичных технологий».

В этой серии были построены «Победа», «Маршал Василевский», «Генерал Тюленев», «Маршал Чуйков», «Маршал Баграмян», «Сорокалетие Победы», «Александр Покрышкин».

Эти танкеры до нынешнего времени эксплуатируются.

Новейшие же поступления в российский танкерный флот прекрасны во всех отношениях. Они и экономичны, и экологичны, и вместительны. Таковы, например, «Анатолий Колодкин», «Николай Зуев», «Георгий Маслов», «Залив Амурский», «Залив Байкал», «Залив Амур»... Их дедвейт превышает 120 тыс. тонн.

Одно плохо - все они построены на верфях Южной Кореи.

Что же касается абсолютного рекордсмена среди супертанкеров, то до 2010 года им был Knock Nevis, спущенный на воду в 1976 году. Его дедвейт превышал 560 тыс. тонн. Длина – 458 м, ширина – 69 м. Был построен в Японии по заказу Норвегии. Танкер списали в 2010 году.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...