Малые противолодочные корабли проекта 122-А

МПК проекта 122-А военно-морских сил Албании
Малые противолодочные корабли проекта 122-А типа «Кронштадт» (аналогичная классификация НАТО - Kronshtadt) - противолодочные корабли, модификация проекта 122, который разрабатывался во время Великой Отечественной войны.

 

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 289 т (стандартное),325 т (полное).
Длина 51,7 м (49,5 м по КВЛ).
Ширина 6,6 м (6,2 м по КВЛ).
Осадка 2,19 м.
Двигатели 3 дизеля GM.
Мощность 4000 л. с.
Движитель 3 вала и 3 гребных винта.
Скорость хода 19 - 20 узлов (максимальная),12 узлов (экономическая).
Дальность плавания 3000 морских миль (при 12 узлах).
Автономность плавания 10 суток.
Экипаж 54 человека (5 офицеров).

 

Вооружение:

Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения «Гюйс-1М» и ГАС «Тамир-10».
Артиллерия 85-мм АУ 90-К.
Зенитная артиллерия 2 × 37-мм АУ 70-К,3 × 12,7-мм ДШК.
Противолодочное вооружение 1 × 4 - РБМ или 2 × 5 - РБУ-1200 «Смерч»,
2 × БМБ-1,
2 бомбосбрасывателя.
24 глубинные бомбы или 40 реактивных глубинных бомб.

 

Корабли строились двумя сериями. На 122-А ставились американские дизели «General Motors», которые были более эффективны, чем отечественные двигатели. У кораблей 122-А скорость достигала 20 узлов. Вооружались 85-мм универсальной артустановкой 90-К в носу и двумя 37-мм зенитными автоматами 70-К в корме.
Противолодочное вооружение состояло из двух кормовых бомбосбрасывателей с запасом глубинных бомб и бомбомётов БМБ-1. На первых кораблях пр.122-бис устанавливалась реактивная бомбомётная установка РБМ, а на последних - две РБУ-1200 с наводящимися в двух плоскостях пусковыми установками.
Дополнительно корабли вооружались тремя 12,7-мм пулемётными установками ДШК. Для освещения надводной обстановки использовалась РЛС «Гюйс», а для поиска ПЛ - активная ГАС «Тамир-10».

 

 

Создание

В первые послевоенные годы на смену катерам типа МО-4 («малый охотник») пришли другие охотники за подводными лодками новых проектов, которые предназначались для охраны водного района (чаще всего в районе баз флота).
Для обновления и усовершенствования кораблей было построено более 270 больших охотников проектов 122-А и 122-бис.
Сам проект 122 был разработан ещё до Великой Отечественной войны, а разработка его модификации 122-бис была начата в 1944 году в ЦКБ-51.
Главным конструктором этого корабля был Н. Г. Лощинский, затем - Н. Х. Желязков, а после 1948 года - А. В. Кунахович. Корабль имел гладкопалубную архитектуру с надстройкой в середине.

 

 

Строительство и применение

Строительство противолодочников проекта 122-А велось поточно-позиционным методом, что позволяло одному заводу ежегодно сдавать флоту по 25-30 кораблей. Строительство велось на ССЗ им. Горького в Зеленодольске, СМП в Ленинграде и СЗЛК в Комсомольске-на-Амуре.
Постройка всей серии из более 270 корпусов была завершена к 1955 году. Большая часть из них передавалась дружественным странам: МПК-160 и МПК-162 были переданы Болгарии; Польше в аренду на 5 лет в 1957 г. были переданы 4 единицы (получили названия DS-45 «Zwinny», DS-46 «Zrecny», DS-47 «Wytrwaly», DS-48 «Grozny»), а позднее насовсем переданы 6 кораблей; Румынии переданы 3 судна, Албании - 4, Китаю - 6, Кубе - 6 и Индонезии - 14.
Ввиду небольшой скорости чаще всего использовались в 1960-х годах для несения дозорной службы на рейдах. В настоящее время все корабли этого проекта списаны.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...