Большой противолодочный корабль Адмирал Исаков

БПК Адмирал Исаков у причала
«Адмирал Исаков» - большой противолодочный корабль проекта 1134-А, второй корабль серии - типа «Кронштадт». Находился на службе Военно-Морского Флота СССР. Своё название корабль получил в честь адмирала И. С. Исакова.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 5640 - 5735 т (стандартное),
6610 - 6705 т (нормальное),
7575 - 7670 т (полное).
Длина 152,0 м (по КВЛ), 158,9 м (наибольшая).
Ширина 16,2 м (по КВЛ), 16,8 м (наибольшая).
Осадка 6,06 м (носом)/ 5,7 - 5,88 м (кормой).
Двигатели 2 котлотурбинных агрегата, 4 котла.
Мощность 90 000 л. с.
Скорость хода 33 узла (полная).
Дальность плавания 5200 миль на 18 узлах.
Автономность плавания 18 суток (по запасам воды и топлива).
Экипаж 379 - 385 человек (в том числе 42 - 46 офицеров).

 

Вооружение:

Радиолокационное вооружение 2 РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-310А «Ангара-А»,
2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 «Барс».
Радиоэлектронное вооружение ГАС «Титан-2».
Артиллерия 2×2 57-мм АК-725.
Зенитная артиллерия 4×6 30-мм АУ АК-630.
Ракетное вооружение 2×2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (48 ЗУР В-601).
Противолодочное вооружение 2×4 ПУ УРПК-3 «Метель»,
после модернизации — 2×4 ПУ УРК «Раструб-Б»,
2×12 213-мм РБУ-6000 (192 РГБ-60),
2×6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10).
Минно-торпедное вооружение 2×5 533-мм ТА ПТА-53-1134А (10 торпед 53-65К или СЭТ-65).
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25ПЛ, палубный ангар.

 

 

История строительства

Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 29 декабря 1967 года. Заложен 15 января 1968 года в закрытом эллинге судостроительного завода имени А. А. Жданова в Ленинграде, спущен на воду 22 ноября 1968 года.
16 августа 1970 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР (войсковая часть 45644), а 9 сентября «Адмирал Исаков» был представлен к государственным испытаниям в Балтийском море, которые закончились 11 декабря без поломок и неисправностей.
13 декабря 1970 года «Адмирал Исаков» был принят флотом.

 

 

История службы

Служба в 1970 - 1976 годах

Командование корабля и должности командиров боевых частей были укомплектованы офицерами Северного флота с опытом корабельной службы. На должности начальников служб, командиров и инженеров групп были назначены выпускники военно-морских училищ и гражданских институтов (призванные из запаса).
Комплектование экипажа старшинами и матросами было начато в декабре 1969 года. К 16 декабря в военном городке № 13 были размещены 310 человек личного состава.
В феврале 1970 года экипаж переселился на корабль, а 4 апреля перешёл на самостоятельное котловое довольствие. Затем началось освоение корабля, его приёмка от завода и подготовка к заводским ходовым испытаниям.

16 января 1971 года директивой Главного штаба ВМФ корабль был включён в состав Краснознамённого Северного флота. После завершения испытаний, сдачи курсовых задач и приёма боезапаса в апреле 1971 года «Адмирал Исаков» начал переход с Балтийского флота на Северный.
22 апреля БПК прибыл в Североморск и вошёл в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й ОпЭск. Летом «Адмирал Исаков» был введён в состав кораблей первой линии.

В период с 11 августа по 21 сентября 1971 года «Адмирал Исаков» выполнил задачи разведки и слежения за авианосной поисково-ударной группой кораблей США в Норвежском и Баренцевом морях. 13 декабря 1971 года БПК совершил выход из базы для решения задач боевой службы в Средиземном море.
С 12 по 17 февраля 1972 года кораблём был совершён деловой заход в порт Аннаба (Алжир). Для личного состава корабля были организованы экскурсии, 14 и 16 февраля для советских специалистов, работающих в Алжире, были даны концерты художественной самодеятельности 15 февраля состоялся футбольный матч между командами военно-морской базы Аннаба и корабля, завершившийся со счётом 5:2 в пользу команды «Адмирала Исакова».

5 марта 1972 года «Адмирал Исаков» прибыл в Севастополь для осуществления навигационного ремонта, осмотра и профилактики оружия и технических средств, закрытия гарантийных обязательств заводов-изготовителей, покраски корабля и отдыха экипажа. После прохождения навигационного ремонта корабль продолжил несение боевой службы в Средиземном море.

13 июня 1972 в Норвежском море на корабле вышел из строя главный котёл № 1. В ходе организованных круглосуточных работ под руководством командира дивизиона движения капитан-лейтенанта Н. А. Александрова котлоагрегат был разобран, неисправность устранена и техническая готовность котла была полностью восстановлена.

6 марта 1973 «Адмирал Исаков» посетил первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал флота В. А. Касатонов. В период с 22 марта по 24 ноября 1973 БПК находился на боевой службе в Атлантическом океане. На первом этапе несения службы с 12 по 29 мая БПК в составе КПУГ (БПК «Севастополь», «Адмирал Макаров») участвовал в поисковой операции по обнаружению и слежению за подводными лодками вероятного противника в заданном районе Северной Атлантики (операция «Лагуна»).
Во время несения боевой службы была обнаружена иностранная подводная лодка, а экипаж вертолёта Ка-25ПЛ майора А. И. Петрука (штурман Р. С. Суринт) впервые выполнил посадку ночью на движущийся корабль.
С 4 августа по 15 октября корабль посетил с дружественным визитом посетил порт Гавана (Куба).

В апреле 1975 года БПК «Адмирал Исаков» участвовал в учениях «Океан-75», проводившихся под флагом Министра обороны СССР А. А. Гречко.
В период с 1 июня по 1 декабря корабль в составе КУГ (БПК «Адмирал Зозуля») нёс боевую службу в Центральной Атлантике и Средиземном море, а с 31 июля по 4 августа с деловым заходом посетил порт Аннаба (Алжир).
За время несения боевой службы кораблём было пройдено около 29 000 морских миль, служба оценена на оценку «хорошо».

В течение августа - октября 1976 года БПК в районе острова Колгуев обеспечивал тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», проводивший стрельбы главным ракетным комплексом.

 

 

Служба в 1977 - 1993 годах

Во время учений «Север-77», проходивших в апреле 1977 года, отряд в составе БПК «Адмирал Исаков», БПК «Смышлёный» и танкера «Генрих Гасанов» в сложных метеорологических условиях совершил поход к Лофотенским островам.
В период с июня 1977 по апрель 1980 года «Адмирал Исаков» находился в среднем ремонте на СРЗ-35 (Роста, Мурманск). В процессе ремонта были выполнены доработки в погребах ЗУР В-611 с установкой отражателей газовых струй под барабанами с ракетами.

После завершения среднего ремонта «Адмирал Исаков» отрабатывал задачи боевой подготовки в Баренцевом и Норвежском морях, у Лофотенских и Фарерских островов.
27 мая 1981 года в Баренцевом море произошёл навал корабля на британский эскадренный миноносец УРО «Глазго». По советским данным, это навигационное происшествие произошло в результате провокационных действий британского корабля.
В период с 9 по 10 июля 1981 года БПК принял участие в учениях «Север-81» под флагом главнокомандующего ВМФ, совместно с БПК «Кронштадт», «Смышлёный» и «Строгий» эскортировал тяжёлый ракетный крейсер «Киров».

12 февраля 1982 года БПК «Адмирал Исаков» был передан в состав 170-й бригады противолодочных кораблей. С 27 июля по 2 октября 1982 года корабль нёс боевую службу. На первом её этапе он принимал участие в поисковых операциях «Натяг» в Гренландском море (1 августа находился на траверзе острова Ян-Майнен) и «Атолл» (с 6 по 8 августа). «Адмирал Исаков» эскортировал тяжёлый авианесущий крейсер «Киев», убывший позже на ремонт в Николаев, в период с 25 сентября по 1 октября принимал участие в учениях «Щит-82».

После прохождения межпоходового ремонта в Севастополе, БПК в составе отряда кораблей (сторожевой корабль «Резвый», танкер «Генрих Гасанов», дизельная подводная лодка проекта 641Б) под флагом первого заместителя командующего Краснознамённым Северным флотом вице-адмирала В. С. Кругликова со 2 по 10 декбаря 1982 соверши официальный дружественный визит в порт Гавана и деловой заход в порт Сьенфуэгос (Куба). 21 февраля 1983 года «Адмирал Исаков» возвратился в Североморск.

В октябре 1983 года БПК «Адмирал Исаков» совместно с эсминцем «Отчаянный», БПК «Удалой» и танкером «Генрих Гасанов» эскортировал до широты Гибралтара тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск».
В период с 31 марта по 8 апреля 1984 года корабль принял участие в оперативном командно-штабном учении «Атлантика-84» под руководством главнокомандующего ВМФ. Перед этим - 20 февраля - в период подготовки к учениям произошло частичное затопление агрегатной № 1 и кладовой БЧ-2.

9 октября 1986 года корабль был определён в средний ремонт и проходил его до 27 августа 1990 года. В ходе ремонта корабль получил ПЛРК «Раструб-Б», систему космической навигации «Шлюз» (АДК-3М) и систему космической связи «Цунами-БМ». 20 июля в при поворачивании оружия и технических средств произошло падение УДР 4К60 из барабана № 1 через люк на левую балку пусковой установки, находящуюся в положении заряжания.

1 октября 1991 года «Адмирал Исаков» был включён в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей 7-й ОпЭск Северного флота.

30 июня 1993 года приказом Главнокомандующего ВМФ № 055 корабль был исключён из боевого состава флота и 31 декабря расформирован. Торжественный спуск флага состоялся 14 января 1994 года.
В середине 1994 года корпус корабля был продан для разделки на металл частной индийской компании. Во время буксировки в Индию корабль затонул. Ущерб от гибели корпуса составил 2,1 млн долларов, в феврале 1995 года он был частично возмещён военно-страховой компанией.

 

 

Бортовые номера

В различные периоды корабль носил следующие бортовые (тактические) номера:

587;

251;

298;

550;

549;

647 (1990);

672.

 

Командиры корабля:

капитан 2 ранга Л. А. Агаджанов (1969 - 1977);

капитан 2 ранга В. П. Гуценко (1977 - 1978);

капитан 3 ранга Г. П. Ясницкий (1978 - 1980);

капитан 2 ранга С. В. Машков (1980 - 1984);

капитан 2 ранга Б. Д. Санников (1984 - 1987);

капитан 2 ранга О. В. Веселовский (1987 - 1988);

капитан 2 ранга А. П. Жданов (начало 1990-х).


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...