Большой противолодочный корабль Кронштадт

БПК Кронштадт в открытом море
«Кронштадт» - большой противолодочный корабль (БПК) проекта 1134-А, головной корабль серии. Находился на службе Военно-Морского Флота СССР.Заводской номер С-721 12 декабря 1966 года «Кронштадт» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР.

Заложен 30 ноября 1966 года в закрытом эллинге судостроительного завода имени А. А. Жданова в Ленинграде, спущен на воду 10 февраля 1968 года.

24 августа 1969 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР (войсковая часть 45717), а 17 октября корабль был представлен к государственным испытаниям.
29 декабря 1969 года принят флотом.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 5640 - 5735 т (стандартное), 6610 - 6705 т (нормальное),
7575 - 7670 т (полное).
Длина 152,0 м (по КВЛ), 158,9 м (наибольшая).
Ширина 16,2 м (по КВЛ), 16,8 м (наибольшая).
Осадка 6,06 м (носом)/ 5,7 - 5,88 м (кормой).
Двигатели 2 котлотурбинных агрегата, 4 котла.
Мощность 90 000 л. с.
Скорость хода 33 узла (полная).
Дальность плавания 5200 миль на 18 узлах.
Автономность плавания 18 суток (по запасам воды и топлива).
Экипаж 379 - 385 человек (в том числе 42 - 46 офицеров).

 

Вооружение:

Радиолокационное вооружение 2 РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-310А «Ангара-А»,
2 РЛС управления артиллерийской стрельбой МР-105 «Барс».
Радиоэлектронное вооружение ГАС кругового обзора «Титан».
Артиллерия 2×2 57-мм АК-725.
Зенитная артиллерия 4×6 30-мм АУ АК-630.
Ракетное вооружение 2×2 ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (48 ЗУР В-601).
Противолодочное вооружение 2×4 ПУ УРПК-3 «Метель», после модернизации - 2×4 ПУ УРК «Раструб-Б»,
2×12 213-мм РБУ-6000 (192 РГБ-60),
2×6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ-10).
Минно-торпедное вооружение 2×5 533-мм ТА ПТА-53-1134А (10 торпед 53-65К или СЭТ-65).
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25ПЛ, палубный ангар.

 

 

История службы

Служба в 1970 - 1979 годах

9 марта 1970 года директивой ГШ ВМФ корабль был включён в состав 120-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Северного флота. После завершения испытаний перешёл с Балтийского флота на Чёрное море в главную базу Краснознамённого Черноморского флота - Севастополь. Корабль проходил испытания на полигоне в г.Феодоссия.
Испытывались ракетный комплекс "Гром", ГАК "Титан-2", ПЛРК "Метель", БИУС "Корень" и система ВЗОИ "Море", РЛС "Восход" - впервые установленные на кораблях этого проекта. К несчастью для корабля и его экипажа 11 августа 1970 года на БПК "Кронштадт" было совершено тяжелое происшествие, по сути выведшее на длительный срок корабль из состава боеготовых сил.
Как показала его дальнейшая судьба, несмотря на исключительный самоотверженный труд офицеров, старшин и матросов, корабль на протяжении всей своей дальнейшей службы, наряду с достижениями преследовали и серьёзные неудачи. Это отражалось и на судьбах офицеров. "Кроншдатцев" как-то в кадрах не жаловали.
Так, корабль так и не стал участником боевых действий. В период с 15 мая по 22 июля 1971 года БПК был совершён переход из Севастополя в главную базу Северного флота - Североморск с одновременным несением боевой службы в Средиземном море.
С 17 сентября по 13 октября 1971 года «Кронштадт» выполнил задачи разведки и слежения в период учений Объединённых военно-морских сил НАТО «Iron Knight».

Начиная с 28 февраля и вплоть до 2 апреля 1972 года БПК в составе аварийно-спасательного отряда (ПКР «Ленинград», КРЛ «Александр Невский», БПК «Вице-адмирал Дрозд», ПБПЛ «Магомет Гаджиев», СБ-38, СС «Карпаты») принял участие в спасательной операции в Северной Атлантике по оказанию помощи терпящей бедствие атомной подводной лодке «К-19». В процессе выполнения операции отличилась авиагруппа корабля во главе с В. Г. Сёмкиным.

25 июля 1972 года «Кронштадт» был награждён памятным красным знаменем горисполкома и горкома КПСС города Сочи. 13 декабря 1972 года Постановлением Президиума Вооружённых Сил СССР № 845 в связи с 50-летием СССР корабль был награждён «Юбилейным почётным знаком».
На следующий день комсомольская организация корабля была награждена памятным красным знаменем ЦК ВЛКСМ, а корабль был занесён в Книгу почёта Военного совета КСФ.

В период с 11 по 31 мая 1973 года корабль в составе КПУГ (совместно с БПК «Адмирал Нахимов») участвовал в поисковой операции «Лагуна» по обнаружению и слежению за ПЛ противника в заданном районе Северной Атлантики. 14 мая в Норвежском море в 11.30 корабли КПУГ получили контакт с подводной лодкой вероятного противника, которая активно уклонялась с применением средств ГПД.
Слежение за подводной лодкой осуществлялось до её ухода в территориальные воды Норвегии. За 19 ходовых суток кораблём было пройдено 6670 морских миль.

22 июня 1973 года БПК «Кронштадт» впервые на Северном флоте выполнил стрельбу комплексом УРПК-3 «Метель», получена оценка «хорошо». По итогам года БПК был объявлен лучшим кораблём 120-й бригады ракетных кораблей.

В период с 10 по 30 сентября 1974 года БПК выполнил задачи боевой службы в Северной Атлантике. По итогам года объявлен лучшим кораблём бригады. С 16 по 24 апреля 1975 года корабль принимал участие в оперативно-стратегическом учении с обозначенными силами «Океан-75» под руководством Маршала СССР А. А. Гречко.
Во время маневрирования в открытом море 16 июня 1975 года «Кронштадт» совершил навал на лежавший в дрейфе БПК «Смышлёный». Навигационная авария привела к смятию наружной обшивки борта и срыву с фундамента левого торпедного аппарата, снаряжённого боевыми торпедами. С 12 по 19 июля корабль совершил межфлотский переход и прибыл в Кронштадт.

С 8 августа 1975 года по 9 января 1980 года «Кронштадт» находился в среднем ремонте на КОЛМЗ, входя во время ремонта в состав 95-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы. 21 мая 1980 года, после завершения ремонта, БПК прибыл в Североморск.

 

 

Служба в 1980 - 1992 годах

Вместе с ТАРКР «Киров» и большими противолодочными кораблями «Адмирал Исаков», «Стройный» и «Смышлёный» «Кронштадт» участвовал 9 и 10 июля 1981 года в учениях «Север-81» под руководством главнокомандующего ВМФ. Учения проходили в Баренцевом и Норвежском морях.
12 февраля 1982 года корабль был включён в состав 170-й бригады противолодочных кораблей. 8 апреля этого же года БПК привлекался к участию в спасательной операции по оказанию помощи аварийной атомной подводной лодке «К-123» проекта 705, но на выходе из Кольского залива потерял ход и был возвращён в базу.

30 декабря 1982 года в 3.40 по вине личного состава на корабле произошло затопление агрегатной № 1. 9 марта 1983 года для замены носовой системы управления «Гром» и ЗРК «Шторм» «Кронштадт» был поставлен в ремонт на СРЗ-35 (Роста, Мурманск).
11 мая 1984 произошло новое затопление агрегатной № 1, в результате чего был выведен из строя носовой ЗРК «Шторм». После ремонтных работ со 2 сентября по 13 октября 1984 года корабль выполнил задачи боевой службы в районе Фарерских островов (на Фареро-Исландском противолодочном рубеже).
Так как при профилактическом гранатометании ПДСС осколком гранаты РГ-42 был ранен матрос электромеханической боевой части, то корабль не был оценен по итогам боевой службы.

1 ноября 1985 года «Кронштадт» снова был поставлен на СРЗ-35 для замены прибора 1 РЛС МР-310А «Ангара-А». В период с 24 по 28 марта 1987 года БПК принимал участие в командно-штабном учении с силами обозначения под руководством командующего флотом адмирала И. М. Капитанца (ТАРКР «Киров», РКР «Вице-адмирал Дрозд», «Маршал Устинов», БПК «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Адмирал Юмашев», «Сообразительный», эскадренные миноносцы «Отличный», «Современный», «Отчаянный»).

19 ноября 1987 года в момент заступления корабля в боевое дежурство по ПВО главной базы Северного флота произошёл несанкционированный выстрел двумя снарядами 57-мм АК-725 № 2. Пострадавших не было.

24 июня 1991 года по причине изношенности механизмов, систем, вооружения и нецелесообразности ремонта корабль был исключён из боевого состава Военно-Морского Флота СССР в связи с передачей в отдел реализации военного имущества для демонтажа и реализации. В сентябре 1992 года на корабле был спущен военно-морской флаг.
29 октября 1992 года экипаж «Кронштадта» был расформирован. В 1993 году корпус корабля был продан частной индийской компании для разделки на металл.

 

 

Бортовые номера

В различные периоды корабль носил следующие бортовые (тактические) номера:

заводской С-721;

585;

544;

535;

273;

298;

662;

648;

675.

 

Командиры корабля:

капитан 3 ранга Евдокимов, Лев Родионович - первый командир корабля;

капитан 2 ранга Валерий Васильевич Гришанов (1973-1974);

капитан 2 ранга Ю. И. Красиловский;

капитан 2 ранга Н. А. Мелах;

капитан 2 ранга А. А. Светлов;

капитан 2 ранга О. Г. Веселовский;

капитан 2 ранга Ю. Д. Оруджев.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...