Парусное судно Крузенштерн

Четырёхмачтовый барк Крузенштерн
Учебное парусное судно «Крузенштерн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

 

История: барк «Крузенштерн» был построен на верфях Теленборг в Везермюнде (ныне Бремерхафен). Судно было спущено на воду в 1926 году и названо «Падуя» (нем. Padua).

«Падуя» принадлежала к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летающая Линия П» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потози» (Potosi), «Пруссия» (Preussen).

Это серия судов была построена гамбургской пароходной компанией «Ф. Лайеш» (F. Laeisz). Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на линии Европа — Чили, которую моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летающая Линия П»).

И единственным из всей серии остаётся в строю именно «Крузенштерн». В 1946 году, после Второй мировой войны, барк «Падуя» перешел к Советскому Союзу в качестве репараций и получил своё нынешнее имя - «Крузенштерн».

«Крузенштерн» относится к так называемым «винджаммерам». Название «винджаммер» происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра.
Первоначально, ещё как «Падуя», судно использовалось для грузовых перевозок и как учебное судно. «Падуя» использовалась на дальних маршрутах и перевозила строительные материалы в Южную Америку и обратными рейсами селитру и фосфаты из Чили. Судно использовалось также для перевозки зерна из Австралии.

Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию судно установило рекорды скорости рейса: из Гамбурга до чилийского порта Талькауано, вокруг мыса Горн, за 87 суток, и обратно за 94 суток. Рейс из Гамбурга до Порт-Линкольна (Австралия) в 1933 - 1934 годах - за 67 суток.

В 1926 году капитаном «Падуи» был Карл Шуберг (нем. Carl Schuhberg). В 1938/39 годах «Падуя» под командованием капитана Рихарда Вендта (нем. Richard Wendt) совершила рекордное по скорости плавание по маршруту Гамбург - Чили - Австралия - Гамбург за 8 месяцев и 23 суток. Под командованием капитана Юргена Юрса (нем. Jürgen Jürs) барк «Падуя» четыре раза обогнул мыс Горн. Юрген Юрс умер в день передачи судна Советскому Союзу.

Первоначально в СССР «Крузенштерн» был приписан к порту Рига, затем, с 1981 года, - к порту Таллин, а с 1991 года - к порту Калининград.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота

России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море.

С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

 

Крузенштерн в порту

Парусник Крузенштерн на стоянке

 

 

В кино

Как «Падуя» судно использовалось в съёмках кинофильмов «Большая свобода № 7» (Große Freiheit Nr. 7, 1935), «Мятеж на «Эльсиноре» (Die Meuterei auf der Elsinore, 1937), «Сердце встаёт на якорь» (Herz geht vor Anker, 1940).

В СССР корабль также снимали в нескольких фильмах: «Выше Радуги» (1986), «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989).

 

Крузенштерн в Бремерхафене в 2005 году

Парусник Крузенштерн в порту Бремерхафене

 

 

Технические данные

Спуск на воду: 11 июня 1926, как последний четырёхмачтовый барк.

Верфь: Джо Текленборга в Везермюнде (Бремерхафен).

Пароходство: Ф. Лайеш, так называемя серия «Летающая Линия П».

Длина судна: 114,5 м.

Ширина: 14 м.

Осадка: 7 м.

Площадь парусов: 3400 м².

Высота мачты: 55 м над палубой.

Мощность двух двигателей: 1600 л. с.

Скорость на парусах: 17 узлов.

Скорость на двигателях: 12 узлов.

Экипаж: 70 человек.

Количество курсантов: 203 человека.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...