Фрегат Штандарт

Фрегат Штандарт
Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I и приказу губернатора А. Д. Меншикова 24 апреля 1703 года на Олонецкой верфи, проектировался голландским кораблестроитем Выбе Геренсом.

Сейчас, на современной и несколько отличающейся от оригинала копии фрегата, осуществляется программа «Проект Штандарт» (некоммерческая организация труда и досуга молодежи).

 

 

Характеристика корабля

«Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы - голландскую и английскую. Шпангоуты широкой, почти прямоугольной формы, днище плоское, уменьшенная осадка, высокий такелаж английского образца.
«Штандарт» имеет 3 мачты, водоизмещение 220 тонн, длину 27,5 м по корпусу, 34,5 м общую, ширину 7,0 м, осадку 3,3 м, проектную скорость под парусами 10 - 11 узлов, под вспомогательными двигателями «Вольво Пента» до 10 узлов (двигателями оснащён современный «Штандарт»). Экипаж в 1703 году - 120 чел., в 1999 году - до 40 чел.

 

 

История фрегата

Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Спущен на воду 22 августа 1703 года. В Санкт-Петербург фрегат вышел 8 сентября 1703 года.
Имя «Штандарт» давалось кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была императорская яхта.

 

 

Реставрация

В 1711 году корабль был поставлен на тимберовку (ремонт с заменой части обшивки и шпангоутов) из-за применения сырого (невыдержанного) леса.

В 1727 году по приказу Екатерины I было решено вытащить «Штандарт» на сушу и провести реставрацию. Однако корпус корабля был повреждён настолько, что при попытке поднять корабль тросами он был буквально перерезан на части, и «Штандарт» вскоре был разобран.

 

 

Воссоздание фрегата

В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной компанией взялся за строительство точной копии корабля. Планировка «Штандарта», разработанная Мартусем, предполагает разделение корабля на две зоны: историческую и современную - выше пушечной палубы историческая достоверность была сохранена: штурвал и рулевое устройство, всё декоративное убранство, все мачты, шпили, пушки, трапы и люки были сделаны с максимально возможным приближением к историческим. 4 сентября 1999 года «Штандарт» торжественно спущен на воду с верфи «Петровское Адмиралтейство».

В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На 14 сентября 2007 года фрегат «Штандарт» побывал уже в восьми летних плаваниях по Европе, посетил 23 порта в 6 странах Европы.

В 2009 году "Штандарт" прошел от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап.

 

 

Интересные факты

Пётр I ходил в плавание на фрегате в должности капитана, взяв псевдоним Пётр Михайлов. На фрегате есть компас, висящий над столом, показания которого можно увидеть только лёжа.
Существует легенда, согласно которой этот компас висел над гамаком Петра I, и когда тот просыпался, он смотрел на компас, висящий над ним, чтобы проверить правильность курса. Пётр I принимал личное участие в строительстве «Штандарта». Возможно, именно поэтому корабль был построен в столь короткий срок - всего за 5 месяцев.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...