Паромы проекта 723

Проект 723 (тип «Волга») - проект железнодорожного парома, разработанный в СССР в середине 1940-х годов. По проекту 723 было построено 4 парома, работавших на переправе через реку Амур в Комсомольске-на-Амуре.
По модификациям 723-бис (тип «Надым») и 723-у (тип «Северный») было построено ещё 4 парома, эксплуатировавшихся на Керченской паромной переправе в Керчи.
Разработкой проекта 723 занималось ЦКБ-51 (в настоящее время - ОАО КБ «Вымпел», Нижний Новгород), главный конструктор - А. С. Рачков.
Паромы проекта 723 строились на Заводе № 199 (ныне - Амурский судостроительный завод, Комсомольск-на-Амуре), проектов 723-бис и 723-у - на Заводе № 402 (в настоящее время - ОАО «ПО „Севмаш“», Северодвинск).
Габаритная длина парома составляла 90 метров, ширина - 18 метров, осадка при полной загрузке - 3 метра, полное водоизмещение - около 3400 тонн.
Корпус электросварной конструкции формировался из листовой стали толщиной 10 мм, а в районе ледового пояса усиливался 16 мм металла и специальными подкреплениями. Судно могло самостоятельно ходить во льдах толщиной до 20 см.
Паром вмещал 32 двухосных грузовых вагона или 16 четырёхосных. Для обеспечения загрузки и выгрузки вагонов в местностях, где наблюдается значительный перепад уровней воды, каждый паром был оборудован лифтовым вагоноподъёмником, установленным в носовой части судна.
Подъёмник поднимал вагоны весом до 90 тонн на высоту до 5 метров. Позже была создана модификация 723-у, которая отличалась удлиннённой платформой вагоноподъёмника, позволявшей принимать пассажирские вагоны. При перевозке пассажирского поезда на пароме могло разместиться до 8 четырёхосных пассажирских вагонов.
Паромная переправа в Комсомольске-на-Амуре
Предварительные работы по проекту моста через реку Амур велись с 1939 года, однако, начавшаяся Вторая мировая война вынудила отказаться от строительства моста и заменить его более дешёвой альтернативой - паромной переправой.
Первые два парома проекта 723 - «Волга» и «Дон» - были построены в 1945 году на Амурском судостроительном заводе, и 31 июля того же года переправа через Амур была открыта.
Протяжённость переправы составила 7 км. В зимнее время поезда пересекали Амур по проложенным через замёрзшую реку рельсам. В 1951 году к работе на переправе подключились ещё два парома - «Амур» и «Комсомольск».
Паромная переправа в Комсомольске-на-Амуре просуществовала 30 лет. 26 сентября 1975 года состоялось торжественное открытие моста через реку Амур. Паром «Комсомольск» протяжным гудком приветствовал первый прошедший по мосту поезд, а также последний рейс на переправе.
После закрытия переправы два парома были проданы Китаю, оставшиеся два - порезаны на металл.
Керченская паромная переправа
15 апреля 1950 года на Заводе № 402 были заложены два парома модернизированного проекта 723-бис. Паромы, названные «Надым» и «Заполярный», являлись первыми в серии из четырёх судов, предназначавшихся для работы на Трансполярной магистрали - на железнодорожных переправах через Енисей в Ермаково и через Обь в Салехарде.
Вторую пару судов - «Северный» и «Чулым» - заложили 25 мая 1951 года, эти два парома строились по проекту 723-у. «Надым» и «Заполярный» вошли в состав советского флота 31 июля 1951 года, «Северный» и «Чулым» - 31 июля 1952-го.
Керченская паромная переправа в годы СССР. На фото: железнодорожные паромы «Восточный» (слева) и «Заполярный» (справа), катер «Радуга-48»

Во второй половине 1951 года «Надым» прибыл в Игарку, а «Заполярный» - в Салехард. «Северный» и «Чулым» отправиться на Трансполярную магистраль не успели - работы по строительству магистрали были внезапно остановлены, а все четыре судна перенаправлены на новую переправу в Керченском проливе, при этом «Надым» переименовали в «Восточный», а «Чулым» - в «Южный».
Поскольку перепад уровней воды в Керченском проливе небольшой, с паромов демонтировали вагоноподъёмники, вместо них использовали установленные на берегу П-образные подъёмники, опускавшие на паром разводной мост с железнодорожными путями. В результате, все четыре парома получили возможность загружаться как грузовыми так и пассажирскими вагонами.
Также, паромы занимались перевозкой автомобилей - на свободном от вагонов месте в носовой части судна могло разместиться несколько машин. Иногда паромы выполняли рейсы без вагонов - заполнив всю палубу автотранспортом.
За время эксплуатации на Керченской переправе над паромами провели ряд технических доработок, например, расширили площадь верхней палубы, а на «Южном» надстроили дополнительный ярус ходовой рубки.
На Керченской переправе паромы прослужили почти 40 лет. Первым был списан «Восточный» - в 1987 году. В это же время прекратилось движение пассажирских поездов через Керченскую переправу - старые, изношенные паромы были признаны небезопасными для пассажирских перевозок. «Южный» и «Заполярный» списали в 1989 и 1991 годах соответственно.
Последний оставшийся железнодорожный паром - «Северный» - до 1996 года занимался перевозкой товарных составов, затем несколько лет простоял в порту «Крым», после чего его также отправили на слом.
Железнодорожное сообщение на Керченской паромной переправе возобновилось лишь в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов.