Буксирный пароход Комсомолец

Буксирный пароход Комсомолец во льдах
Буксирный пароход «Комсомолец» построен в Норвегии в 1866 году, бывшее название - «Сарпен». Длина - 26,7 м, ширина - 6 м, высота борта - 2,45 м, мощность машин - 320 л.с., скорость - 7 узлов, грузоподъемность 161 тонна.

В порту Нарьян-Мара с 1934 года. С 1941 года в числе других судов торгового флота Северного бассейна переведённых на режим военного времени обеспечивал перевозки для нужд 14-й армии и Северного флота.

17 августа 1942 года караван судов в котором шёл пароход, был атакован подводной лодкой U-209, в ходе боя пароход загорелся и выбросился на берег.

В 1944 году был снят с мели и отбуксирован в Нарьян-Мар. После капитального ремонта непродолжительное время работал в порту. В ноябре 1968 года в Нарьян-Маре, на улице Сапрыгина, был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»

 

 

Трагедия в Баренцевом море

29 июля 1942 года буксирный пароход «Комсомолец» и баржа П-4 в составе спасательной экспедиции (руководитель - капитана морского порта Нарьян-Мар А. С. Козловский) вышли из Нарьян-Мара для снятия грузов с потерпевшего аварию парохода «Вытегра».
Перегрузив груз с «Вытегры» караван благополучно доставил их в Амдерму. Из Амдермы караван направился в Хабарово, куда прибыл 10 августа. В Хабарово к каравану присоединились буксирный пароход «Норд», пароход «Комилес» и лихтер «Ш-500».

16 августа 1942 года караван вышел из поселка Хабарово в Нарьян-Мар. Пароход «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500» груженный углём, а буксирный пароход «Комсомолец» - баржу П-4.
На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя», на барже также были женщины и дети. Караван не имел на борту никакого вооружения.
До утра плавание проходило спокойно. «Комсомолец» с баржей П-4 возглавлял колонну, двигаясь со скоростью 6 узлов. За ним на небольшом расстоянии следовал «Норд».

17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Радистка «Комсомольца» Александра Кожевина успела сообщить о нападении. В качестве первой цели для атаки была выбрана баржа П-4.
К 7:00 она была вся объята пламенем, но продолжала держаться на плаву. Находящиеся на ней люди, спасаясь от огня, прыгали за борт. В общей сложности в воде находилось около 300 человек.
Пока лодка расстреливала баржу, «Комсомолец» отдал буксирный канат и попытался скрыться. Этот маневр был замечен, и лодка немедленно перенесла огонь на уходящее судно. После нескольких прямых попаданий 88-миллиметровыми снарядами буксир загорелся, но не затонул, а выбросился на северную оконечность острова Матвеев.
Разделавшись с «Комсомольцем», U-209 дважды безуспешно торпедировала горящую баржу П-4. В 07:20, бросив баржу догорать, U-209 устремилась в погоню за остальными судами каравана.
К этому времени буксир «Норд», успел отвести «Комилес» и лихтер «Ш-500» к острову Матвеев, поставив их на якорь в восьмистах метрах от берега.
Затем он отдал буксирный канат и, обогнув остров с западной стороны, взял курс на Югорский Шар. В 08:00 U-209 подошла к неподвижно стоящим советским судам и потопила «Комилес» артиллерийским огнем.
Его экипажу пришлось броситься в воду и добираться до берега вплавь. Расстояние до него было не очень большим, и многим морякам удалось это сделать.
В 08:05 по лихтеру «Ш-500» была выпущена торпеда с расстояния 300 метров, но, как и в первых двух случаях, в цель она не попала. Чтобы добить противника, подводникам пришлось в 08:10 снова открыть артиллерийский огонь. Вскоре лихтер, объятый пламенем, медленно ушел под воду.
В 08:15 подлодка повернула в сторону горящей баржи П-4. Снарядов к орудию больше не было, и в 08:31 лодка ушла на перископную глубину. Сблизившись с баржей на дистанцию 320 метров, лодка выпустила торпеду. На этот раз она сработала нормально, отправив баржу на дно.

Информация о нападении германской подводной лодки на буксирный караван у острова Матвеев была получена в Хабарово около 09:20. Стоящие там тральщики ТЩ-54 и ТЩ-62 снялись с якоря и двинулись в район происшествия. В 11:00 на зюйде был замечен силуэт буксира «Норд», с которым удалось сблизиться через 40 минут.
Его капитан вкратце обрисовал ситуацию, сообщив, что о судьбе остальных судов и их экипажей он ничего не знает. Пристроив буксир в кильватер ТЩ-54, корабли полным ходом пошли к острову Матвеев. В 14:40 при подходе к острову на воде была замечена шлюпка с людьми.
Тральщики изменили курс и в 15:00 приняли на борт двух человек с баржи П-4, один из которых имел тяжелое ранение в руку. Одновременно ТЩ-54 подобрал два мертвых тела, державшихся на воде благодаря пробковым поясам. Спасенные сообщили, что они единственные, кто уцелел с баржи П-4. Согласно их показаниям, германские подводники, расстреляв судно из артиллерии, добивали плавающих в воде из ручного оружия.
В 15:40 тральщики подошли к месту гибели лихтера «Ш-500» и буксира «Комилес». Возле мачты затонувшего буксира, торчавшей из воды, «Норд» застопорил машину и спустил шлюпки для эвакуации с берега оставшихся в живых.
В 17:10 тральщики обнаружили у самого берега корпус сгоревшего «Комсомольца». Подойти к нему они не решились из-за малых глубин и встали на якорь в ожидании, когда «Норд» снимет людей с острова. После завершения этих работ на борту последнего оказалось 23 спасенных.
Таким образом, из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В 19:50 оба тральщика и буксир «Норд» снялись с якоря и 18 августа благополучно прибыли в Хабарово.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...