Пароход Леди Маклеод

Пароход Леди Маклеод на марке
«Леди Маклеод» (англ. Lady McLeod) - название колёсного парохода и частной местной почты. Судно совершало регулярные рейсы между городами Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо на острове Тринидад (в настоящее время входит в состав государства Тринидад и Тобаго)

в период с конца 1845 года до 1854 года. В этот же период функционировала организованная владельцем парохода частная местная почта, для оплаты пересылаемых почтовых отправлений которой с апреля 1847 года использовалась почтовая марка, известная под филателистическим названием «Леди Маклеод». Она считается первой маркой, выпущенной в британских колониях.

Построенный на верфи Напира (Napier) в Глазго пароход был назван в честь супруги губернатора Тринидада сэра Генри Маклеода (Henry McLeod). Он начал курсировать по маршруту Порт-оф-Спейн - Сан-Фернандо в ноябре 1845 года, заменив старый пароход «Пария» (Paria).

Пароход водоизмещением 60 тонн, мощностью 40 л. с. и вместимостью сто пассажиров был приобретён компанией Turnbull, Stewart & Co. В 1846 году его купил Дэвид Брайс (David Bryce), который через несколько лет сдал судно в аренду консорциуму Джона Ламонта (John Lamont) из Сан-Фернандо.

В начале 1850-х годов почтовая монополия была отменена, и началась конкуренция с американскими и голландскими судами. После очередной купли-продажи парохода он затонул в районе Сан-Фернандо в 1854 году.
Пароходный колокол «Леди Маклеод» был поднят на поверхность, ныне он находится в фойе здания мэрии Сан-Фернандо и регулярно выставляется на выставках Обществом филателистов Тринидада (Trinidad Philatelic Society).

 

 

Почтовая марка

Основным бизнесом Дэвида Брайса был импорт и торговля шерстью. Частная местная почта «Леди Маклеод» как попутный промысел была открыта вскоре после выхода парохода на линию в ноябре 1845 года.
3 ноября 1845 года в колонке Port of Spain Gazette хозяин бизнеса напечатал уведомление, сообщающее, что пароход «Леди Маклеод» впредь раз в неделю будет доставлять письма, деньги и бандероли между Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо по подписке из расчёта один доллар в месяц или по разовому тарифу 10 центов за пересылку одного письма.Опыт показал, что подписка не оправдала себя.

В апреле 1847 года Брайс решил ввести в обращение марки. 16 апреля в Port of Spain Gazette вышло новое объявление - о том, что, начиная с 24 апреля, «Леди Маклеод» будет перевозить только письма, оплаченные марками, либо по предоплаченной месячной подписке.
Почтовые марки продавались по отдельности по 5 центов, или по 4 цента при приобретении ста штук. Таким образом эта марка стала первой в мире, предполагавшей оплату почтовых услуг со скидкой.
На рисунке беззубцовой марки изображено белое судно на синем фоне и монограмма из букв «L Mc L» (сокращение от «Lady McLeod»). Напечатанная литографским способом на толстой желтоватой бумаге марка гасилась пером - росчерком в виде креста (X-cancel) красными или чёрными чернилами - или путём надрыва уголка.

 

Пароходный колокол «Леди Маклеод» (1815)

Пароходный колокол Леди Маклеод

 

Предполагается, что марки печатались в типографии местной газеты, но этот факт до сих пор точно не установлен, равно как не известно количество марок в марочном листе (предположительно, сотня) и количество отпечатанных листов.

Марки «Леди Маклеод» находились в обращении около трёх лет, но точную дату их выхода из обращения установить не удалось, поскольку марки не гасились календарным почтовым штемпелем.

Мировые каталоги почтовых марок относятся к «Леди Маклеод» по-разному. «Стэнли Гиббонс» считает её первой маркой Британской империи не только фактически, но и формально: ей присвоен номер (SG1).
В каталоге «Скотт» номера у марки нет (поскольку её эмитентом не является государственная почта), однако ей посвящён абзац текста, отделённый от остальных марок Тринидада чертой.

В 1851 году эта британская колония выпустила собственные почтовые марки с изображением сидящей Британии.

 

 

Фальсификация марок

Выпущено множество фальшивых марок «Леди Маклеод», причём подделывались не только марки, но и конверты с наклеенными на них марками.

Фальшивки изготовляли такие известные авторы-фальсификаторы, как Жан де Сперати (фр. Jean de Sperati) и Петер Винтер (нем. Peter Winter).


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...