Пароход Обручев

«Обручев» - колесный паровой вооружённый баркас открытого типа с металлическим корпусом, входил в состав Аральской флотилии Российской империи. Первое паровое судно на Аральском море, единственный колесный паровой баркаc русского флота.
Колесный паровой вооружённый баркас открытого типа с металлическим корпусом водоизмещением 16 тонн.
Длина баркаса составляла 21,34 метра, ширина - 2,79 метра, осадка - 0,69 метра. На судне была установлена паровая машина мощностью 40 лошадиных сил, в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса.
Вооружение баркаса составляли две 6-и фунтовые медные карронады.
Судно было названо в честь генерала Русской императорской армии В. А. Обручева.
История службы
В 1852 году паровой баркас «Обручев» и пароход «Перовский» были доставлены в разобранном виде через Оренбург в Раимское укрепление. Весной следующего года пароходы были спущены на воду и вошли в состав Аральской флотилии под командованием А. И. Бутакова. Таким образом было открыто судоходство по Сырдарье.
В качестве топлива использовался саксаул, растущий по берегам реки. Оба судна отличались малой осадкой, поэтому для выходов в море предусматривалось использовать выдвижные кили.
Совместно с пароходом «Перовский» принимал участие в штурме крепости Ак-Мечеть. Командир баркаса, лейтенант Х. П. Эрдели, во время штурма командовал флотским десантом и за отличие в бою награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
В 1859 году «Обручев» принимал участие в военных действиях у Кунграда, после чего вернулся в дельту Амударьи с командующим флотилией на борту, где произвел картографирование реки вплоть до Нукуса, при этом пароход дважды прошёл мимо этой хивинской крепости.
Во время боевых действий против Кокандского и Бухарского ханств с 1864 по 1868 год пароход «Перовский» и баркаc «Обручев» осуществляли воинские перевозки. Оба парохода принимали участие в Хивинском походе 1873 года.
Память
Судно фигурирует в произведении Аннамухамеда Клычева «Кугитанская трагедия».