Пароход Самарканд

Пароход Самарканд
«Самарканд» - колесный вооружённый пароход с металлическим корпусом, входил в состав Аральской флотилии Российской империи. Использовался для грузо-пассажирских перевозок и охраны воинских коммуникаций на Сырдарье.

Колесный пароход c железным корпусом водоизмещением 154 тонны. Длина парохода составляла 45,72 метра, ширина - 6,71 метра, осадка - 0,61 метра.
На судне была установлена паровая машина мощностью 70 номинальных лошадиных сил, в качестве движителя использовались два бортовых гребных колеса.
Построенный специально для хода против верхнего течения Сырдарьи, пароход в отличие от ранее построенных судов полностью оправдал свое назначение.
Считался лучшим и наиболее удачным пароходом, построенным для Аральской флотилии, несмотря на то, что из-за легкого железного корпуса и довольно слабого крепления был мало пригоден для морских плаваний.

По одним данным вооружение парохода состояло из 4-фунтовой нарезной пушки, двух 6-фунтовых карронад и двух 10-фунтовых медных бескаморных единорогов, установленных на американских станках, по другим данным 4-фунтовых нарезных пушек было две. Экипаж судна состоял из 52-х человек.

По требованию А. И. Бутакова, под контролем которого проектировался пароход, на «Самарканде» был установлен носовой руль, благодаря которому была улучшена манёвренность парохода.

 

 

История службы

В 1863 году стало очевидно, что имеющиеся в составе Аральской флотилии пароходы не удовлетворяют условиям судоходства на Сырдарье в силу глубокой осадки и слабости машин.
Поэтому в Бельгии был заказан пароход «Самарканд» с более мощной паровой машиной и меньшей осадкой, чем у ранее построенных судов. К концу июля 1866 года корпус судна был доставлен в Санкт-Петербург, откуда в августе того же года был отправлен в Самару. Первое плавание по Сырдарье пароход совершил в 1869 году.

В навигацию 1873 года «Самарканд» оказался в мелкой луже, поскольку за ночь русло реки сместилось. Пароход был спасен сотником Кулбай-беком, который вместе с казахами из своего аула построил плотину и прорыл канал, по которому удалось вывести пароход на «большую воду».

Принимал участие в научной экспедиции на Амударью 1874 года, задачи которой заключались.

в определении количества вод и степени судоходства Аму-дарьи в ее дельте и вверх по течению, до крайнего нашего пограничного пункта с Бухарою; в исследовании сухих русел, прилегающих к низовьям реки Аму и направляющихся в сторону Сыр-дарьи; в изысканиях условий высыхания степных водоемов и распространения песков в пределах наших владений; в производстве метеорологических, а в случае возможности и астрономических наблюдений, и в разных топографических, статистических и естественно-исторических исследованиях в нашем Аму-дарьинском Крае.

— Журнал «Нива» № 18 за 1874 год

C 1876 до апреля 1877 года пароход совершил рейс вверх по Амударье из Петроалександровска до Чарджоу став первым пароходом, добравшимся до этих мест.

В 1879 году под командованием капитан-лейтенанта Брюхова пароход дошел до Ходжа-Соляра, чем показал, что верховья Сырдарьи пригодны для судоходства.

В ночь с 15 на 16 января 1881 года «Самарканд» получил пробоину и затонул недалеко от форта Перовский. Над поверхностью осталась средняя часть левого борта с кожухом гребного колеса, дымовая труба и половина мостика.
Темные мутные воды Сырдарьи исключали возможность работы водолазов, поэтому обычные в то время методы подъема судна не годились.
Сотник Кулбай-бек на этот раз запросил 6000 рублей за постройку плотины, но поскольку начальник Аральской флотилии не располагал такой суммой, соглашение не состоялось.

Из Казалинска в апреле того же года был прислан инженер, подпоручик А. Г. Бетхер, поднявший два турецких броненосца на Дунае во время Русско-турецкой войны.
Но его попытки вытащить пароход по каткам при помощи талей, браги и трех шпилей с ручным приводом не увенчались успехом. Корпус парохода прочно засел в иле, и завести брагу не представлялось возможным. А быстрое течение реки, разносившее мешки с песком и щиты, мешало строительству плотины.
Попытки укрепления плотины и откачки воды продолжались до 21 ноября, но ни 13 ручных помп, круглосуточно откачивающих воду, ни несколько сот верблюдов, которых пытались использовать для утрамбовки плотины, не привели к желаемому результату. И работы по подъему парохода в 1881 году были остановлены в связи с наступившими морозами.

В 1882 году была предпринята вторая попытка по поднятию парохода с привлечением трехсот матросов, двух барж и парохода «Сырдарья».
Однако из-за небывалого до того времени весеннего половодья плотина была повреждена, и от работ по подъему парохода пришлось отказаться.

Пароход «Самарканд» исключен из списков судов флота во время упразднения Аральской флотилии в 1883 году.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...