Пароход Георгий Седов

Ледокольный пароход Георгий Седов
«Георгий Седов» - пароход ледокольного типа (ледокольный пароход). Корабль назван в честь Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914) - русского полярного исследователя.

Создание:Заложен 25 декабря 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» (Глазго, Шотландия). Спущен на воду в 1909 году, назван «Беотик» (англ. Beothic) в честь коренного населения Ньюфаундленда - индейского племени Беотук. Базировался в порту Сент-Джонс, Ньюфаундленд.

 

 

Конструкция

 

Грузовой пароход твиндечного типа Георгий Седов

Конструкция парахода Георгий Седов

 

Грузовой пароход твиндечного типа. Для возможности работы во льдах набор корпуса и обшивка судна были усилены, в районе ватерлинии сделан ледовый пояс толщиной 22 мм, форштевень ледокольной формы, но борта прямостенные. Дальность плавания 3000 миль без бункеровки. 3 трюма вместимостью 1350 тонн.

 

 

История службы

Куплен министерством торговли и промышленности России в конце 1916 года[источник не указан 82 дня] у компании «Джоб Бразез» (англ. Job Brothers & Co. Ltd.) для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В декабре этого же года вошёл в состав русского торгового флота.

В 1916 - 1919 гг. использовался для перевозки грузов во время зимней навигации на Белом море и как ледокол. С января 1917 вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана, был вооружён одним 76-мм орудием. В 1917 - 1919 в руках интервентов.

В 1920 году участвовал в первой Карской экспедиции.

В 1925 году буксировал из норвежского порта Варде в Мурманск пострадавший во время шторма барк «Товарищ».

В 1928 году участвовал в операции по поиску участников экспедиции Нобиле.

В 1929 году (c 21 июня по 11 сентября) на «Седове» была проведена экспедиция Института по изучению Севера (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт), проходившая под руководством О. Ю. Шмидта (капитан В. И. Воронин) которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой о. Гукера (Земля Франца-Иосифа), полярную станцию. Во время это похода «Седов» установил рекорд свободного плавания в полярных льдах достигнув 82°14´ с.ш.

15 июня 1930 года покинув Архангельск направился к Новой Земле (экспедиция под руководством Шмидта и В. Ю. Визе (капитан Воронин)), зашёл в Белушью Губу и Малые Кармакулы, а потом прямым курсом двинулся к Земле Франца-Иосифа. Исследовав некоторые районы архипелага, 2 августа «Георний Седов» вышел из бухты Тихой к Новой Земле.
Взяв запас угля с ледокольного парохода «Русанов», «Седов» обогнул Новую Землю и по 79-й параллели проложил прямой курс к Северной Земле. В пути были открыты новые острова, получившие имена Визе, Воронина и Исаченко.

Льды не допустили «Георгия Седова» непосредственно к Северной Земле; удалось пробиться только к маленькому острову Домашнему, лежащему невдалеке от больших островов архипелага. 30 августа, здесь открылась новая полярная станция. Советский флаг взвился над архипелагом Северной Земли.

В 1931 году «Георгий Седов» совершает переход в Чёрное море вокруг Европы. Отремонтированный на заводе имени Марти в Николаеве, корабль в 1932 году возвращается в Архангельск. Статья Г.Ушакова "НЕИЗВЕДАННЫЕ РАЙОНЫ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА" в газете "Полярная правда" от 5 апреля 1935 г.

Летом 1934 года, после зверобойной кампании, пароход становился плавучим филиалом Арктического института в Карском море.

Не успел пароход вернуться в Архангельск, как его срочно направили для оказания помощи судну «Госторг», потерпевшему аварию у берегов Новой Земли. Эта операция затянулась. Только 12 января корабль пришёл в Мурманск.

В арктическую навигацию 1935 года «Георгий Седов» занимался проводкой судов в Карском море, доставлял людей и грузы для организации новых полярных станций на острове Русском и в устье реки Таймыр.

В Карское море для продолжения исследовательских работ «Георгий Седов» вернулся в 1936 году. Корабль вдоль и поперёк избороздил этот бассейн.
В самый разгар гидрологических и гидрографических работ «Георгий Седов» вызвали к проливу Вилькицкого, чтобы освободить застрявший во льдах караван судов. «Георгий Седов» принял деятельное участие в форсировании пролива Вилькицкого и проводке каравана.

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. 22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.

Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам «ленинского» каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима - пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад — через пролив Вилькицкого.

 

Почтовая марка с изображением парахода Георгий Седов

Советская почтовая марка Георгий Седов

 

 

Легендарный дрейф

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского. Координаты: 75°21´с.ш. 132°15´в.д. - на 200 миль южнее того места где 44 года назад остановился Фритьоф Нансен на своём «Фраме». Только 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути - переходить на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

Капитан «Садко» - Хромцов исполнял обязанности начальника каравана. Капитан «Георгия Седова» - Швецов Д. И.

10 ноября была выведна из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение - керосинка (летучая мышь) и свечи.

За первый месяц дрейфа суда оставили за собой 320 км к полюсу - 200.

18 марта 1938 года Бадигин К.С назначен капитаном «Георгия Седова», 20 - принял командование.

 

 

Итоги дрейфа

 

Карта дрейфа Георгий Седов

Дрейф парахода Георгий Седов

 

Одним из существенных научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало окончательное уничтожение, продержавшейся более 125 лет, легенды о «Земле Санникова».
Седовцы вели наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести почти-что по той же программе и такими же приборами, что и станция «Северный полюс». Было произведено 415 определений местоположения судна по небесным светилам. В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров (с получением образцов грунта).

Во время Великой Отечественной войны в период с сентября 1941 года по мая 1942 года «Георгий Седов» входил в состав Беломорской военной флотилии советского флота в качестве ледокольного парохода под названием «ЛД-3».

 

 

Память

В честь парохода названы группа островов Северной Земли со стороны Карского моря (о-ва Седова), открытых участниками экспедиции на «Георгии Седове» в 1930 году, и рейд архипелага Норденшельда в Карском море обследованный в 1936 году. Название «Георгий Седов» перешло к построенному в 1967 году ледоколу ММФ.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...