Речной пароход Гоголь

Пароход Н. В. Гоголь
«Н. В. Гоголь» - колёсный пассажирский речной пароход. Самые старые части судна относятся к 1911 году, поэтому «Гоголь» является самым старым пассажирским судном России, всё ещё находящемся в регулярной эксплуатации.

«Гоголь» работает на Северной Двине.

 

 

История

Два однотипных судна, «Н. В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» (позднее переименован в «А. И. Желябов») были построены в 1910 - 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе по заказу Северного пароходного общества «Котлас - Архангельск - Мурман».
Пароходы были оборудованы по последнему слову техники того времени. Стоимость каждого судна составляла 140 тыс. рублей.

Пароходы перегонялись к месту службы по Волге, Шексне, Северно-Двинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне.
Так как габарит шлюзов на Северно-Двинской системе был слишком малым, суда пришлось разделить на три части (носовую, среднюю и кормовую). Пароходы были заново собраны в Михайловских мастерских Северного пароходного общества в Великом Устюге.

С 1911 года пароход работал на линии Вологда-Архангельск. Путь из Вологды в Архангельск занимал трое суток и девять часов, обратный путь длился четверо суток и девятнадцать часов.
Пароход пользовался популярностью у пассажиров благодаря хорошей библиотеке и буфету с большим ассортиментом блюд.

Во время Гражданской войны «Гоголь» использовался как госпитальное судно и военный транспорт.

Осенью 1919 года пароход в разобранном виде был перевезён по железной дороге в Петроград для ремонта. Ремонт продлился два года, после чего пароход вернулся на линию Архангельск-Вологда. Через двадцать лет, в 1939 - 1941 годах, пароход прошёл капитальный ремонт.
При этом пароходу был заменён корпус, то есть фактически от судна 1911 года постройки остались только паровая машина и паровые котлы, которые были размещены в новом корпусе. Старый корпус ещё несколько лет использовался как гостиница.

Во время Великой Отечественной войны пароход служил плавучим госпиталем. После войны он работал на линии Котлас-Архангельск.

В 1958 - 1959 году пароход опять прошёл капитальный ремонт, в ходе которого котлы были переведены с угольного на нефтяное отопление.

В 1972 году «Гоголь» стал плавучей базой отдыха ФГУП «Звёздочка» в городе Северодвинске. Именно поэтому он не был сдан на слом, в отличие от других пароходов той же эпохи. В 1972 - 1973 году пароход проходил переоборудование. С 1973 года «Гоголь» совершал рейсы-круизы по Северной Двине для работников завода «Звёздочка».

В 1994 - 1996 годах пароход прошёл очередную реконструкцию. При сохранении исторического внешнего облика судна внутренние помещения были переоборудованы для соответствия современным требованиям, предъявляемым к круизным судам.

«Н. В. Гоголь» продолжает использоваться на Северной Двине, теперь - в роли круизного ретро-судна.

 

 

Технические характеристики (1911/1992 г)

Число и тип паровых котлов: Два огнетрубных пролетных котла,

Поверхность нагрева парового котла, м2: 83,4/83,4

Род топлива, расход: дрова 40 куб.м./сут / мазут, 62 т на 6 ходовых суток

Тип, мощность пар. машины: одна наклонная, тройного расширения, 360/380

Длина, м 66,5/70,7

Ширина по обносу, м: 16/14

Осадка в грузу, м: -/1,4

Скорость, км/ч: -/18

Ограничения по силе ветра: -/ 10-12 м/с (6 баллов)

Кол-во пассажиров: 695/140

Примечание: значительное снижение пассажировместимости объясняется тем, что первоначально в число пассажирских мест включались палубные места и места в общих помещениях, которых теперь на пароходе нет.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...