Научное судно Космонавт Павел Беляев

Научное судно Космонавт Павел Беляев
НИС "Космонавт Павел Беляев". Главные размерения: наибольшая длина 121,9 м, наибольшая ширина 16,7м, высота борта до верхней палубы 10,8 м. Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6.6 м. Главная энергетическая установка - дизель мощностью 5200 л. с.

Судно имеет скорость 14,7 узла. Судовые запасы: топливо - 1440 т, смазочные масла - 30 т, питьевая и мытьевая вода ~ 600 т. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16 000 миль.

Автономность судна по запасам провизии составляет 90 суток, по запасам воды - 30 суток. Экипаж насчитывает 66 человек, экспедиция - 77 человек. Мореходные качества судна соответствуют требованиям, которые предъявляются к судам неограниченного района плавания.
По конструкции НИС "Космонавт Владислав Волков" представляет собой двухпалубный теплоход с двумя платформами, идущими по всей длине корпуса от носа до кормы.
Шесть поперечных водонепроницаемых переборок разделяют корпус на отсеки. Корпус судна и его надстройки имеют девять ярусов - это двойное дно, вторая платформа, первая платформа, главная палуба, верхняя палуба, палуба надстройки 1-го яруса. Над этой палубой возвышаются носовая и кормовая надстройки.

Последующие ярусы: палуба надстройки 2-го яруса, ходовой мостик, верхний мостик. На палубе надстройки 1-го яруса, между носовой и кормовой надстройками, установлена главная четырехзеркальная космическая антенна. Лаборатории экспедиции расположены в основном на первой платформе, на главной и верхней палубах, а также на палубе надстрой-ки 2-го яруса, ходовом мостике и второй платформе.

Проектировщикам нужно было найти такой вариант планировки лабораторий, при котором потребовались бы минимальные по длине коммуникации, в особенности высокочастотные коммуникации между лабораториями и антеннами, во избежание чрезмерного затухания радиосигналов. Общественные помещения находятся на верхней палубе.
На верхней и главной палубах размещено наибольшее число кают, лишь несколько кают комсостава экипажа и экспедиции находятся на палубе надстройки 1- и 2-го ярусов.
В средней части судна пятый отсек на всю высоту корпуса занимает шахта машинного отделения; шестой отсек отведен под электростанцию; ближе к носу, в четвертом отсеке, установлены холодильные машины системы кондиционирования воздуха; в третьем отсеке расположен спортивный зал.

В носовой надстройке (на палубах 1- и 2-го ярусов) предусмотрены медицинский блок и радиорубка, а на ходовом мостике - рулевая и штурманская рубки.

Космические и служебные системы. Научно-исследовательское судно НИС "Космонавт Павел Беляев" оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры.

Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов - от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых, а также в возможных видах модуляции. Главная космическая антенна состоит из четырех секторов пара-болических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую кон-струкцию.
Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны, - пеленговать спутник. До сих пор речь шла о пеленговании с помощью четырех облучателей, установленных вблизи фокуса одного параболического зеркала, но принцип определения направлений в обоих случаях, очевидно, один и тот же.
Суммарная диаграмма направленности четырех зеркал 20 гр.
Имеет ширину от 1 до 10° в зависимости от частоты радиосигнала. Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы.
Система стабилизации антенн учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Следящий привод по каждой из трех осей состоит из электромашинного усилителя и исполнительного двигателя.

Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 т. Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. В подзеркальной кабине смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Другие антенны размещены па баке- верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте.
Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения. Принятые главной космической антенной, усиленные и продетектированные приемно-пеленгационной аппаратурой сигналы попадают в лабораторию преобразования и регистрации телеметрической информации.
В этой лаборатории сигналы расшифровываются, распределяются по каналам и записываются на магнитную ленту. Машинною обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина, по предварительно следует решить задачу информационного сочленения телеметрической станции с машиной, а после обработки - со спутниковым ка-налом связи, в который поступает информация после обработки.
Таким образом, во время сеансов связи через НИС идет непрерыв-ный потек телеметрических данных. Их путь: космолет - научно исследовательское судно - связной спутник - Центр управления полетом.

Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне, вызывая нужные им телеметрические данные на электронные экраны, подобные тем, которые находятся на рабочих местах в главном зале Центра управления полетом. Мы уже сказали, что одновременно с передачей по каналам связи вся информация записывается на магнитную ленту, после сеанса связи она может быть воспроизведена повторно.
По тому же пути - по космической линии связи - проходит телеграфно-телефонная информация, когда Центр ведет двухсторонние переговоры с космонавтами. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специализированных машин цифрового и аналогового типов.

Исключение траекторных измерений из числа функций, выполняемых малыми научно-исследовательскими судами, резко уменьшило требования к точности их местоопределения в океане. Поэтому система привязки на судне НИС "Космонавт Павел Беляев" значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота.
В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигацион-ных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны. Кроме того, на судне установлен весь обычный комплекс штурманского оборудования.
Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным КВ- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд. Таков краткий перечень космического и служебного оборудования, установленного на НИС "Космонавт Павел Беляев" оно размещено в 25 лабораториях.

Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энер-гетическая установка научно-исследовательского судна расположена в машинном отделении, в средней части корпуса. Здесь же находится электростанция, питающая электроэнергией общесудовые потребители тока. Она состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200кВт.
Другая электростанция, предназначенная для питания науч-но-технического оборудования экспедиции, занимает соседний отсек, ближе к корме. Там установлены три дизель-генератора мощностью по 630 кВт. Аварийная электростанция имеет один дизель-генератор мощностью 100 кВт.

Системы кондиционирования воздуха, охлаждения в вентиляции радиотехнических и электронных систем имеют примерно такие же характеристики, какие имеют эти системы и на других судах космического флота.

Обитаемость. Установка на судне со сравнительно небольшими размерениями сложного комплекса аппаратуры привело к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений.
Это не могло не сказаться и на условиях обитаемости, если их сравнивать, например, с условиями на научно-исследовательском судне <Космонавт Юрий Гагарин>.
Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса.
Члены экипажа и экспедиции размещены в одноместных и двух-местных каютах. Каюты удобно спланированы, что несколько компенсирует их небольшие размеры.
Старший комсостав экипажа и экспедиции поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС и динамики трансляции. Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней палубе, ближе к корме, сразу же за столовыми экипажа и экспедиции.

Строительство. Суда этой серии спроектированы и построены а Ленинграде НИС "Космонавт Павел Беляев", "Космонавта Владислава Волкова" , "Космонавт Георгии Добровольский" и "Космонавт Виктор Пацаев".

В основу проекта положили типовые лесовозы, уже проплававшие несколько лет в океанах. Предусматривалась полная перестройка судов - по существу от них остались только корпуса и главные энергетические установки.
Строительство осуществлялось в 1975-1979 годах. Все четыре НИС включены в состав Балтийского морского пароходства и приписаны к Ленинградскому морскому торговому порту. Головное судно ушло в первый рейс в Атлантический океан 18 октября 1977 года. Затем ушли в рейс "Космонавт Павел Беляев" (15 марта 1978 года), "Космонавт Георгий Добровольский" (14 октября 1978 года) и последним "Космонавт Виктор Панаев" (9 июня 1979 года). Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был значительной вехой в истории космического флота.

Экспедиции. С начала эксплуатации каждое научно-исследова-тельское судно этой серии выполнило (на 1.01.1991) от 11 ("Космонавт Виктор Пацаев") до 14 ("Космонавт Владислав Волков") экспедиционных рейсов. Наиболее характерные районы, в которых они решают экспедиционные задачи, - Центральная и Южная Атлантика, Мекси-канский залив и Карибское море.

Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов "Салют" и "Мир" НИС этой серии осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, К которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты.
Для этого суда размещаются в расчетных точках океана по трассе полета и через них ведется обмен телеметрической и другой информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом.

При запусках стационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами НИС этой серии контролируют включение разгонных ступеней ракет-носителей.
Например, при запуске 26 апре-ля 1980 года одного из спутников серии "Молния-1" корабельный измерительный пункт на НИС "Космонавт Павел Беляев" принимал, обрабатывал и передавал в Центр телеметрическую информацию, находясь в точке Атлантического океана.

Вовремя первого полета орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 года телеметрический контроле выполняли три НИС этой серии:

"Космонавт Владислав Волков" (5° с. ш., 30° з. д.), "Космонавт Павел Беляев" (16 с. ш., 21 з.д.) - в Атлантическом океана и "Космонавт Георгий Добровольский (45° ю. ш., 133° з. д.)- в Тихом океане.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...