Научное судно Михаил Сомов

Дизель-электроход Михаил Сомов
Судно «Михаил Сомов» - дизель-электроход, может быть использован в ледокольном варианте при толщине сплошного льда до 70 см. Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908 - 1973).

Постройка:построен Херсонским судостроительным заводом Минстроя СССР, является заключительным семнадцатым судном типа «Амгуэма» (и пятым из числа судов серии, построенных этим заводом, головное судно «Капитан Мышевский»), утвержденного Минсудпромом в проекте №550 в январе 1956 года.

Научно-экспедиционное судно заложено 10 октября 1974 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. Спущено на воду 28 февраля 1975 года.

Подъем Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года. Этот день и считается днем рождения судна. Оно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 2 сентября того же года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс.

 

 

История судна

«Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной советской и российской Антарктических экспедициях. Выполнено более десятка рейсов от ААНИИ по перевозке грузов, в том числе и в Арктику.

 

 

Антарктический дрейф 1977 года

В 1977 году «Михаил Сомов» выполнял операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции Ленинградская. 1 февраля 1977 года в точке 68°20' ю. ш., 162°32' в. д. «Михаил Сомов» вошел в полосу 8 - 10-балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи от станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась.
Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток господствующим юго-восточным ветром вместе с ледяными полями было снесено на 56 миль на запад. Лед вoкруг судна был поджат, всторошен, и оно не могло активно двигаться.

6 февраля 1977 года в 68°33' ю. ш., 158°05' в. д. начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.

В период с 19 февраля по 2 марта 1977 года была осуществлена смена персонала станции Ленинградская, находившейся на расстоянии 200 км. Станция была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами.

В конце марта ледовая обстановка стала улучшаться. 28 марта «Михаил Сомов» сумел развернуться в узкой трещине и начал пробиваться на восток. 29 марта 1977 года, преодолев перемычку из тяжелых всторошенных льдов в точке 66°40' ю. ш., 152°06' в. д., судно вышло на северную периферию Балленского ледяного массива.

Дрейф «Михаила Сомова» продолжался 53 дня, за это время судно продрейфовало около 250 миль.

 

 

Антарктический дрейф 1985 года

15 марта 1985 года во время обеспечения станции Русская «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко) был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин». Эта операция была завершена 17 апреля 1985 года.

Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол околол «Михаила Сомова» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.

 

 

Антарктический дрейф 1991 года

4 мая 1991 года «Михаил Сомов» (капитан Ф.А. Песьяков) был экстренно направлен в к станции Молодежная для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжелые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции Молодежная и 9 июля 1991 года была завершена эвакуация полярников на борт судна.
Обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами. В течение 19 и 20 августа 1991 года, в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию Молодежная.

22 августа 1991 года более 190 полярников были вывезены со станции самолетом Ил-76МД (командир Герой Советского Союза С.Г. Близнюк).

Ледовый дрейф судна продолжался до 28 декабря 1991 года.

 

 

Современное состояние

1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. После заводского ремонта в том же году судно выполнило два рейса в рамках проекта «Арктика-2000» и по доставке грузов на полярные станции, на погранзаставы, нефтяникам, военным организациям западного сектора Арктики.

В 2001—2002 годах судно выполнило семь рейсов с научно-исследовательскими целями и по завозу грузов в высокие широты. В 2003 году состоялись научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман 2003» и два «снабженческих» похода в Арктику.

В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило один научный рейс и три снабженческих рейса по завозке грузов на полярные станции, погранзаставы, радионавигационные станции и военные объекты арктического сектора России.

По состоянию на август 2009 года судно «Михаил Сомов» находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

 

 

Награды судна

В 1985 году «Михаил Сомов» награжден орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена.

Капитан судна Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.

 


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Название: МИХАИЛ СОМОВ
Транслитерация: MIKHAIL SOMOV
Бывшее название:  
Год смены названия:  
Регистровый номер: 743089
ИМО: 7518202
Позывной сигнал: UCLD
Порт приписки: Архангельск
Флаг: Россия
Очередное освидетельствование (последнее): 15.05.2008
Символ класса: KM(*) ULA[2] special purpose ship
Символ класса(второй; размерения смотри в квадратных скобках):  
Уровень реновации:  
Дата реновации:  


ТИП СУДНА

Тип судна: Исследовательское/Генгруз
Подтипы: Океанографическое Взрывчатка Холодильная установка Вертолет


СВЕДЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ

Дата постройки: 30.06.1975
Место постройки: СССР
Строительный номер: 3011


РАЗМЕРЫ И СКОРОСТЬ

Валовая: 7745 МК-1969
Чистая: 2323 МК-1969
Валовая ТМ: 0
Чистая ТМ: 0
Дедвейт (т): 5305
Водоизмещение (т): 14135
Длина габаритная (м): 133.13
Длина расчетная (м): 123.65
Ширина габаритная (м): 18.84
Ширина расчетная (м): 18.8
Высота борта (м): 11.6
Осадка (м): 8.4
Скорость: 11.4


MACHINERY | МЕХАНИЗМЫ

Год постройки главного двигателя 1: 1987
Место постройки главного двигателя 1: Финляндия
Количество и мощность главного двигателя 1: 4*1365 кВт
Марка главного двигателя 1: 4R 32BC
Год постройки главного двигателя 2: 1987
Место постройки главного двигателя 2: Финляндия
Количество и мощность главного двигателя 2: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 2: 4R 32BC
Год постройки главного двигателя 3:  
Место постройки главного двигателя 3:  
Количество и мощность главного двигателя 3: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 3:  
Год постройки главного двигателя 4:  
Место постройки главного двигателя 4:  
Количество и мощность главного двигателя 4: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 4:  
Количество и мощность гребных электродвигателей (кВт каждого): 0*0|0*0
Количество и тип движителя: 1 - Винт фиксированного шага со съемными лопастями
Количество лопастей: 4
Количество и мощность ганераторов (кВт каждого): 4*200 | 0*0 | 0*0 | 0*0
Количество котлов: 0
Тип котла:  
Давление (МПа): 0.0
Поверхность нагрева (кв.м.): 0


ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА И РАДИО

Холодильная установка:  
Температура охлаждения трюмов: -12
Хладагенты: R12
Радио и навигационное оборудование: Магнитный компас
Радиолокационная станция (тоже - РЛ)
Гирокомпас
УКВ радиотелефонная станция
Эхолот
Лаг (тоже - ЛГЭ)
Приемоиндикатор радионавигационных систем
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
ПВ/КВ радиоустановка (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ)
Судовая земная станция системы ГМССБ
Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
Приемник службы НАВТЕКС
Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
Аппаратура автоматической идентификационной системы
Радиолокационная станция (тоже - РЛ)
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
Командно-трансляционное устройство
Морской район ГМССБ: A1+A2+A3


ЗАПАСЫ И СНАБЖЕНИЕ

Запасы топлива (т): 2024
Типы топлива: Дизельное
Водяной балласт (т): 1609
Подогреватели:  
Характеристика снабжения: 1390
Категория якорных цепей: Обыкновенная
Калибр якорных цепей (мм): 57.0


ТРЮМА, ПАЛУБЫ, ПАССАЖИРЫ

Количество и кубатура сухогрузных трюмов (куб.метров каждого): 1*1818; 1*2785; 1*1375
Охлаждаемые грузовые помещения (общее количество*суммарная кубатура): 3*1130
Танки наливные (общее количество*суммарная кубатура): 0*0
Количество контейнеров (TEU): 0
Количество палуб: 2
Количество переборок: 7
Пассажиры коечные: 0
Пассажиры бескоечные : 0
Спецперсонал: 84


ЛЮКИ, СТРЕЛЫ, КРАНЫ

Грузовые люки (количество - размеры каждого;м): 2-8.8*7.6; 1-3.8*2.8; 1-10.8*7.6; Р 2-8.7*7.6; Р 1-3.0*3.0
Стрелы: 2*50.0; 2*3.6; 4*10.0; 1*30.0; 1*60.0
Краны:  

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...