Судно Мод

Экспедиционное судно  Мод
Мод (норв. Maud) экспедиционное судно Руала Амундсена и Оскара Вистинга, на котором в 1918 - 1920 гг. было совершено плавание Северо-восточным проходом и в 1922 - 1925 гг. дрейф в Восточно-Сибирском море.

Названо в честь королевы Норвегии - Мод Уэльской (1869 - 1938). В 1908 г. Амундсен принял решение совершить пятилетний дрейф в паковых льдах от Берингова пролива до Шпицбергена с целью достижения Северного полюса, для чего ему был передан «Фрам».

Прежде подобный дрейф был совершён Нансеном в 1893 - 1896 гг., Амундсен планировал начать экспедицию в 1910 г., но из-за сообщений о достижении Северного полюса, вынужден был отправиться в Антарктику.
«Фрам», выдержав две экспедиции в Арктике и одну в Антарктике, а также кругосветное плавание, был сильно изношен. Вдобавок, он являлся государственной собственностью, тем самым правительство могло вмешиваться в исследовательские планы Амундсена. Решившись стать первым человеком, покорившим оба полюса планеты, Амундсен принял решение строить собственное судно.

 

 

Подготовка экспедиции

Судно строилось на личные средства Амундсена по чертежам «Фрама», но был учтён опыт предыдущих экспедиций: уменьшен размер команды до 9 человек (каждый имел индивидуальную каюту), предусмотрены отдельные помещения для мастерской и лаборатории, на борту было предусмотрено наличие гидросамолёта и радиостанции, установленной в 1922 г.
Спуск на воду прошёл на рассвете 7 июня 1917 г., причём вместо шампанского при церемонии освящения была использована сосулька. Снаряжение экспедиции было весьма затруднено, так как даже провиант пришлось заказывать в США. Неоценимую помощь при этом оказали американский миллионер Линкольн Эллсворт и Фритьоф Нансен - тогдашний посол Норвегии в США.
Большую часть оборудования и даже мебель для жилых помещений пришлось демонтировать с «Фрама». Из-за развязанной Германией неограниченной подводной войны, пришлось идти Северо-восточным проходом. Предполагалось, что дрейфом судно вынесет за полюс, что позволит совершить походы к северной Гренландии, для чего на мысе Колумбия были организованы дополнительные склады.

 

 

Северный Морской Путь

«Мод» покинула Осло 24 июня 1918 г. На судне было 9 человек команды, из них четверо участвовали в предыдущих экспедициях Амундсена. Командиром судна был назначен Оскар Вистинг (ветеран покорения Южного полюса), в состав команды входил также геофизик Харальд Свердруп. На Новой Земле в команду был принят полурусский-полунорвежец Дмитрий (по другим сведениям - Геннадий) Олонкин в качестве второго моториста и радиста.

9 сентября 1918 г. «Мод» была зажата льдами у мыса Челюскина, а 30 сентября Амундсен упал с борта на лёд, сломав левую руку в двух местах, выше и ниже плечевого сустава.
Перелом сопровождался мышечными судорогами. Ещё через пять недель Амундсен едва не был растерзан медведицей. Уже в США выяснилось, что переломы срослись неправильно, и сломанная рука стала на 5 см короче другой.
10 декабря Амундсен получил тяжёлое отравление угарным газом из-за неисправности керосиновой лампы, и с тех пор испытывал серьёзные проблемы с сердцем.

Зимовка была тяжела: парусный мастер Рённе страдал алкоголизмом (он был по совместительству коком и имел доступ к судовым запасам спиртного), у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства. Участились и конфликты членов команды с больным Амундсеном.

В сентябре 1919 г. судно покинули два матроса: молодой Петер Тессем и с ним опытный полярник Пауль Кнудсен. Амундсен в разное время по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км на юго-запад. В начале он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию.
Это не очень убедительно, так как там эту почту никто не ждал. Позже он объяснял решение душевной болезнью Петера Тессема. На родину они так и не вернулись, останки были найдены только в 1921 - 1922 годах экспедициями Н. А. Бегичева и Н. Н. Урванцева.

Освободившись из льдов 12 сентября 1919 г., уже через 11 дней «Мод» была вынуждена встать на зимовку у о. Айон на полпути между Новосибирскими островами и Беринговым проливом. На борту едва не произошёл бунт.
С 1 декабря 1919 по 14 июня 1920 г. командир судна Оскар Вистинг и его помощник попытались добраться на собаках до Нома на Аляске, но из-за перипетий Гражданской войны в России смогли добраться только до Анадыря и благополучно возвратились. Там же они узнали об окончании Первой мировой войны.

Только через два года «Мод» добралась до Аляски, где выяснилось, что экспедиция обанкротилась, пришлось просить правительственную субсидию. Амундсен, тем не менее, попытался с экипажем в 4 человека пробиться через Берингов пролив, но пришлось в третий раз зимовать у мыса Сердце-Камень.

В 1921 г. Амундсен передал командование экспедицией Вистингу, и удалился от дел, начав разработку плана покорения полюса по воздуху. Судно отправилось в Сиэтл для ремонта и укомплектования. Ассистентом Свердрупа стал Финн Мальмгрен (1895—1928).

«Мод» в 1922 - 1925 гг. дрейфовала над шельфами Восточно-Сибирского моря, и освободилась недалеко от места вмерзания в лёд «Фрама».

Экспедиция собрала бесценные сведения по метеорологии и геофизике, обширные этнографические, зоологические и орнитологические коллекции, а также данные по полярным течениям.

Трансполярный дрейф не удался. По современным данным, план Амундсена мог стать удачным, если бы дрейф начался от северного побережья Аляски, но не Чукотки.

 

 

Дальнейшая судьба «Мод»

 

Останки «Мод», как они выглядели в 1998 году

Останки Мод

 

В августе 1925 г. «Мод» была продана за долги Компании Гудзонова залива. Использовалась в Канаде в качестве судна снабжения, в 1926 г. была зажата льдами у деревни Кеймбридж-Бей, где и затонула на мелководье в 1930 г.
И поныне её останки находятся в 15 минутах езды от поселения. Правительства Канады и Норвегии в 1990 г. обсуждали вопросы cнятия судна с отмели и его реставрации, но стоимость проекта помешала его реализации.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...