Научное судно Дальние Зеленцы

Судно Дальние Зеленцы в море
Специализированное экспедиционное судно среднего тоннажа, предназначенное для выполнения комплексных исследований гидробиологии северных морей, омывающих Европу. Построено в 1978 г. на Хабаровском судостроительном заводе

на базе проекта НИС «Валерий Урываев», разработанного в конструкторском бюро завода «Ленинская кузница» в Киеве.

Согласно проекту 1617 судно представляло собой однопалубный одновальный теплоход с цельносварным корпусом водоизмещением немного более 1,1 тыс. т; длиной 54,7; шириной 9,3; высотой надводного борта 5,2 и осадкой 4,16 м.

Непотопляемостъ обеспечивалась при затоплении одного любого отсека. Для улучшения маневренных качеств применены гребной винт регулируемого шага в поворотной насадке и подруливающее устройство типа «винт в трубе» с дистанционным управлением из рулевой рубки и верхнего мостика.

Для обеспечения исследовательских работ в свежую погоду предусмотрены пассивные успокоители качки. В качестве главного двигателя использован шестицилиндровый дизель иностранной марки мощностью 1 тыс. л. е., позволяющий судну развивать скорость хода до 12 уз. Электроэнергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 150 кВт и аварийного автоматизированного дизель-генератора мощностью 50 кВт.

Научно-исследовательский комплекс НИС «Дальние Зеленцы» включает 8 специальных помещений и профильных лабораторий (гидролого-гидрохимическую, ихтиологическую, гидробиологическую, морфологическую и др.), общей площадью 107 кв. м, ЭВМ, палубные грузоподъемные устройства и другое необходимое судовое оборудование. Забортные операции обеспечиваются тремя лебедками для постановки автономных буйковых станций, буксировки приборов на кабель-тросе и других научных целей. Экипаж - 27 человек и научные сотрудники - 13 человек размещаются в одно- и двухместных каютах, оборудованных, как и служебные помещения, централизованной системой зимнего и летнего кондиционирования воздуха.

По запасам топлива, пресной воды и провизии, а также условиям обитаемости судно может находиться в автономном плавании до 35 сут.

4 января 1979 г., после испытаний в Охотском и Японском морях, судно вышло из Владивостока и 25 марта, оставив за бортом 13,2 тыс. миль, благополучно ошвартовалось в порту приписки Мурманск, поступив в распоряжение Мурманского морского биологического института Кольского филиала АН СССР.
В ходе рейса научный персонал судна проводил исследования по темам «Разработка научно-технических основ по улучшению использования водных ресурсов» и «Вляние загрязнителей на морские организмы».
С прибытием НИС «Дальние Зеленцы», имевшего большую дальность плавания и современную исследовательскую технику, Мурманский морской биологический институт впервые получил возможность проводить научную работу на открытых морских просторах, а не ограничиваться только плаванием вблизи Мурманского побережья.
Дальнейшая экспедиционная деятельность судна проходила, главным образом, в малоизученных районах Баренцева, Гренландского, Норвежского и Северного морей, включая высокие широты.

Одна из ключевых и актуальных проблем, которая длительное время оставалась в центре внимания ученых «Дальних Зеленцов», была связана с выявлением и исследованиями наиболее характерных закономерностей биологического круговорота и продуктивности водных экосистем как теоретической базы повышения природных ресурсов северных морей и улучшения их практического использования. Работая в этом направлении, советским специалистам удалось собрать и систематизировать большой материал, представлявший определенную ценность как для научных, так и для народнохозяйственных целей.
Например, в 1980 г. была выяснена общая картина распределения температуры и солености воды в разных точках Северного и Баренцева морей, что позволило установить физико-химические условия обитания промысловых рыб, их численность и состояние кормовой базы.
В 1981 г., изучая в Баренцевом и Норвежском морях придонную иловую воду, советские специалисты впервые определили содержание в ней биогенных веществ, имеющих важное экологическое значение, а также выявили зоны повышенной загрязненности морской воды марганцем из-за стоков с берега Западного Шницбергена, вредно влияющей на нагул промысловых рыб.

В 1982 г. НИС «Дальние Зеленцы» исследовало степень загрязнения водных масс Баренцева и Норвежского морей по площади и глубине, получив новые сведения о текущем составе и распределении донного бионаселения.

В 1984 г., участвуя в экспедициях в рамках проекта «Экосистема», судно получило уточненные данные, необходимые для определения поля гидролого-гидрохимических характеристик и связанных с ними гидробиологических параметров в различных зонах среды, обитания морских организмов, позволившие уточнить представление о закономерностях формирования структуры Баренцева моря как единого географического объекта.

Продолжая исследования по проектам «Экосистема» и «Арктика» в 1985 г. ученые собрали важные материалы для восстановления океанологической и биологической истории развития северных морей в послеледниковый период геологической истории Земли.

В разное время начальниками и научными руководителями морских экспедиций НИС «Дальние Зеленцы» были: д.г.н. Г.Г. Матишов, к.мед.н. B.C. Зензеров, к.б.н. Н.А. Пахомова, к.г.- м.н. Г.А. Тарасов и другие ведущие ученые Мурманского морского биологического института.

В 1987 г., совершив более 30 научно-исследовательских рейсов, судно было выведено из аксплуатации.

 

1. Спутниковая система позиционирования (GPS) 2. Подводные исследования, высадка на берег 3. Зоопланктонная сеть 4. СТД-зонд СТD90 (Т, C, P, O2, pH, ФАР, флуоресценция) в кассете MWS12 с 12 батометрами для отбора пробв оды 5. Серия батометров Нискина или БМ-48 6. СТД - зонд SEACAT SBE19 (T, C, P ) 7. Донный трал или трал Сигсби 8. Дночерпатель ван-Вина 9. Эхолот

Способ работы судна Дальние Зеленцы

 

 

Решаемые задачи:

экосистемный мониторинг;
бентосные, планктонные,
ихтиологические съемки;
гидрологические и гидрохимические работы;
наблюдения и учет птиц и морских млекопитающих
На НИС имеется 5 лабораторных помещений (океанологическая, гидрохимическая, ихтиологическая, аналитическая и лаборатория для разборки геологических и бентосных проб).

 

Технические данные:

Водоизмещение – 1074 т
Длина – 55,65 м
Ширина – 9,53 м
Осадка – 4,2 м
Расход топлива – 3,5 т
Автономность – 40 сут
Район плавания – неограничен
Ледовый класс – Л-2
Высота борта – 5,18 м
Экипаж/экспедиция – 17/13.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...