ЧАСТЬ А. Общие положения

ПРАВИЛО 1. ПРИМЕНЕНИЕ

(а) Настоящие Правила распространяются на все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать морские суда.

(b) Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к действию особых правил, установленных соответствующими властями относительно плавания на акваториях рейдов, портов, на реках, озерах или по внутренним водным путям, соединенным с открытым морем, по которым могут плавать морские суда. Такие особые правила должны быть настолько близки к настоящим Правилам, насколько это возмож­но.

(с) Ничто в настоящих Правилах не должно служить препятствием к дейст­вию любых особых правил, устанавливаемых Правительством любой страны относительно дополнительных стационарных или сигнальных огней, знаков или звуковых сигналов для военных кораблей и су­дов, идущих в конвое, а также относительно дополнительных стацио­нарных или сигнальных огней, либо знаков для рыболовных судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии.
Эти дополнительные или стационарные или сигнальные огни, знаки или звуковые сигналы должны быть, насколько это возможно, такими, чтобы их нельзя бы­ло по ошибке принять за один из огней, знаков или сигналов, уста­новленных настоящими Правилами.

(d) Применительно к целям настоящих Правил Организацией могут быть приняты системы разделения движения.

(е) В каждом случае, когда заинтересованное Правительство решит, что судно по своей специальной конструкции или назначению не может без препятствия своим специальным функциям выполнять полностью по­ложения любого из этих Правил в отношении числа, положения, даль­ности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения их характеристик звукосигнальных устройств, то подобное судно должно выполнять такие другие требования в отношении числа, поло­жения, дальности или сектора видимости огней или знаков, а также расположения и характеристик звукосигнальных устройств, которые по решению его Правительства явятся наиболее близкими к настоящим Правилам применительно к данному судну.

 

КОММЕНТАРИИ К ПРАВИЛУ 1

ПРИМЕНЕНИЕ (Application)

Это правило открывает основной текст МППСС–72 . В тексте определено, что МППСС распространяются на ВСЕ СУДА. Поэтому следует обратиться к правилу 3, пп.(а) – (е) и получить разъяснение терминов: "судно"; "судно с механическим двигателем"; "парусное судно"; "судно, занятое ловом рыбы"; "гидросамолет".

Общее действие правила 1 распространяется на открытое море, территориальные воды, а также и на внутренние воды, соединенные с открытым морем.

Пункт (а), начинающийся со слова "НИЧТО...", дает право национальным властям издавать особые местные правила плавания, которые НЕ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ с МППСС–72.

Пункт (с) дает разрешение правительству любой страны издавать особые правила для военных кораблей, следующих в конвое, и судов, занятых ловом рыбы в составе флотилии. Дополнительные огни, знаки и сигналы должны, насколько это возможно, отличаться от предписанных огней и сигналов в МППСС.

Чтобы до конца выяснить для себя особое значение пп. (в ) и (с), следует полистать "Общие правила морских торговых и рыбных портов Союза ССР" (возможно их переиздание в ближайшее время) и "Обязательные постановления" по конкретному порту.

Например, морской торговый порт Владивосток. В разделе “Правила плавания “ п.2.24 указывается, что "военные надводные корабли при плавании по рейдам обязаны нести два вертикально расположенных огня, верхний огонь – белый, нижний – красный, видимые по всему горизонту на дистанции не менее трех миль" (гафельные огни).

При плавании кораблей в составе конвоя они могут нести огни: "флагманский" (белый огонь на грот-мачте, сектор освещения как у кормового огня);

"кильватерные" (два белых огня, верхний–за грот–мачтой, нижний–над кормовым огнем; сектор освещения 10 град. в корму) и др.

Поскольку указанная выше литература издается в весьма ограниченном количестве экземпляров, то в приложении I Вы найдете полную информацию, необходимую для опознания объектов на воде, огни и знаки которых в МППСС не изложены.

Пункт (d) указывает на возможность установления ИМО систем (схем) разделения движения судов (СРД). Плавание в СРД регулируется правилом 10 МППСС и соблюдение его норм является обязательным для всех государств, подписавших Конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г.

Правительства отдельных стран могут вводить в своих территориальных и внутренних водах системы разделения движения (СРД), о которых подается информация в ИМО и через Извещения мореплавателям (ИМ) в другие страны. Пункт (е) относится к судам, которые по конструкции корпуса или по назначению не могут полностью выполнить требование части С и Д настоящих МППСС.

Например, подводные лодки, авианосцы, буровые суда, суда принципиально новых конструкций. Последняя поправка (Рез. А.626(15) исключила в настоящем пункте слова "...без препятствия своим специальным функциям...", что позволило облегчить применение правила 1 (е) к судам новых поколений по конструкции.

 

 

ПРАВИЛО 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(а) Ничто в настоящих Правилах не может освободить ни судно, и его владельца, ни капитана, ни экипаж от ответственности за его последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая.

(b) При толковании и применении этих Правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и опас­ность столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих Правил для избежания непосредственной опас­ности.

 

КОММЕНТАРИИ К ПРАВИЛУ 2

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Responsibility)

Это правило говорит о том, что если ВЫ, мореплаватель, вышли в море как судоводитель, то наступает следующий шаг – ответственности за нарушения МППСС–72: упущения в выполнении правил; пренебрежение какой-либо предосторожностью.

В понимании предосторожности возможны многочисленные варианты из морской практики, которые изложены в виде требований Устава службы на судах МФ, в Рекомендациях по организации штурманской службы на судах (РШС), в выводах по анализу конкретных аварий и т.п.

В любом случае необходимо реально оценивать возможности своего судна по соблюдению безопасности плавания и с их учетом принимать необходимые меры предосторожности. В пункте (в) рассматриваются нестандартные варианты, связанные с огнями, знаками, звуковыми и световыми сигналами и в вопросах маневрирования.

 

Здесь возможны ситуации, изложенные в ИМ № 1 или в других Особых национальных правилах. На это обращается внимание в правиле 1, пп. (в) и (с), например:

1) судно, имеющее ход относительно воды, должно обойти стоящее на якоре другое судно;

2) при постановке на якорь необходимо учитывать особенности рейдовой стоянки, наличие на акватории других судов, вероятность ухудшения погоды;

3) учитывать влияние мелководья; особенно соотношение между глубиной и осадкой судна;

4) при плавании в узкости проявлять особую осторожность при прохождении крутых поворотов;

5) при плавании в системе разделения движения руководствоваться правилом 10. Ниже приведена условная схема взаимосвязи правила 2 с другими правилами МППСС.

 

Схема 3. Взаимосвязь правила 2 с другими правилами МППСС

Взаимосвязь правила 2 с другими правилами МППСС

 

 

ПРАВИЛО 3. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих Правилах, когда по контексту не требуется иного толкования:

(a) Слово "судно" означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолeты, используемые или могущие быть использо­ванными в качестве средств передвижения по воде.

(b) Термин "судно с механическим двигателем" означает любое судно, приводимое в движение механической установкой.

(с) Термин "парусное судно" означает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, если она не используется.

(d) Термин "судно, занятое ловом рыбы" означает любое судно, произво­дящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относятся к судну, производящему лов рыбы буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна.

(e) Слово "гидросамолeт" означает любой летательный аппарат, способ­ный маневрировать на воде.

(f) Термин "судно, лишeнное возможности управляться" означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.

(g) Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может усту­пить дорогу другому судну.

 

Термин "судно, ограниченное в возможности маневрировать" охватывает (но не исчерпывает) следующие суда:

(i) судно, занятое постановкой, обслуживанием или снятием навигацион­ного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или тру­бопровода;

(ii) судно, занятое дноуглубительными, океанографическими, гидрогра­фическими или подводными работами;

(iii) судно, занятое на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;

(iv) судно, занятое обеспечением взлeта или приeма летательных аппа­ратов;

(v) судно, занятое работами по устранению минной опасности;

(vi) судно, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса.

 

(h) Термин "судно, стеснeнное своей осадкой" означает судно с механи­ческим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющими­ся глубинами существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует.

(i) Термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не отш­вартовано к берегу и не стоит на мели.

(j) Слова "длина" и "ширина" судна означают его наибольшую длину и ширину.

(k) Суда должны считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться с другого.

(l) Термин "ограниченная видимость" означает любые условия, при кото­рых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.

 

КОММЕНТАРИИ К ПРАВИЛУ 3

ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (General Definitions)

Правило 3 содержит определения, которые являются общими для всего текста МППСС (рис. 4). Те определения, которые касаются огней, знаков и звуковых сигналов, помещены в части С, Д и в прил. 1 и 3. Остановимся на некоторых определениях и терминах, которые наиболее важны при чтении текста и нуждаются в некоторых пояснениях.
В первую очередь это относится к определению "СУДНО" п.(d), которое охватывает ВСЕ виды плавучих средств, способных перемещаться на воде. Эти объекты должны обозначать свое присутствие на воде и характер действий путем несения соответствующих знаков, огней, подачей звуковых сигналов и сигналов бедствия.

 

Схема 4. Структурное построение правила 3

Структурное построение правила 3

 

Термин "СУДНО С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ" п.(b) широко используется в тексте Правил, а в таких как 14,15,17,18,27–29,34,35, он является определяющим.

 

Термин "ЛИШЕННОЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЯТЬСЯ" (ЛВУ) п.(f) относится к судам, которые из каких-либо исключительных обстоятельств НЕ в состоянии маневрировать так, как это предписано МППСС, и поэтому не могут уступить дорогу (см. правило 18).

Под исключительными обстоятельствами можно понимать:

– повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;
– повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневрировать;
– воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.

В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использования знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара – днем, два красных огня – ночью).

 

Термин "СУДНО, ОГРАНИЧЕННОЕ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ" (ОВМ) п.(g), правило 27, относится к шести группам судов, (рис.4), согласно характера выполняемой ими работы. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться национальными правилами в соответствии с 1(b).
В этом случае все суда, за исключением судов, лишенных возможности управляться, должны уступать дорогу судам ОВМ. Суда ОВМ несут: днем – шар, ромб, шар; ночью красный, белый, красный, за исключением судов, занятых работами по устранению минной опасности.
Эти суда днем несут по черному шару на ноках рей, а ночью зеленые огни на этих же местах.

 

Термин "СУДНО CТЕСНЕННОЕ СВОЕЙ ОСАДКОЙ" (СССО), п.(h) относится только к судам, имеющих механический двигатель. Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней СССО: - наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье); - прохождение мелководного канала, предназначенного для крупнотоннажных судов с большой осадкой. Судно СССО несет: днем – цилиндр; ночью – дополнительно к ходовым огням еще три красных круговых огня, расположенных по вертикали.

 

Термин "НА ХОДУ" п.(1), РЕП п. 2, означает соблюдение условий “ трех НЕ ”:

судно НЕ стоит на якоре;

судно НЕ ошвартовано к берегу или к другому судну, стоящему у причала;

судно НЕ стоит на мели.

 

Согласно РЕП п. 2 и в соответствии с правилом 35 (b) термин "на ходу" может иметь два значения: судно "на ходу, имеющее ход относительно воды" (пр.26, 27, 35); судно "на ходу и не имеющее хода относительно воды".

Эти два весьма существенных понятия требуют обязательного пояснения. Так, судно с механическим приводом " на ходу и имеющее ход относительно воды" подчиняется всем требованиям в части несения огней, подачи звуковых сигналов и при маневрировании согласно МППСС.

Другой случай, когда судно с механическим двигателем лежит в дрейфе; хода относительно воды не имеет; двигатель и рулевая машина в полном порядке. Согласно пр.3 (f) это судно считается " на ходу"; оно несет все огни для судов этой длины (днем может поднять согласно МСС флаг "МАЙК"); исходя из ситуации встречи и условий видимости, это судно выполняет маневрирование, как предписывается МППСС. Однако, при встрече этого судна с судном, занятым ловом рыбы, или ЛВУ, или ОВМ, оно должно уступить дорогу этим судам согласно правилу 18.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...