Наблюдение на море

В отличие от всех предыдущих правил МППСС–72 в части В излагаются наиболее важные из них, касающиеся плавания и маневрирования судов. Они применяются как при хорошей, так и при ограниченной видимости. Часть В содержит три раздела (Схема 2):

ПЕРВЫЙ носит общий характер, и его правила применяются при любых условиях видимости;

ВТОРОЙ содержит правила, которые относятся к судам, находящимся на виду друг у друга;

ТРЕТИЙ включает в себя только одно правило 19, относящееся к плаванию судов при ограниченной видимости. По своей сути раздел I отображает порядок (организацию) работы судоводителя на вахте по схеме «наблюдай – анализируй ситуацию–действуй».

Поэтому он и открывается правилом, определяющим основную обязанность судоводителя на ходовом мостике судна, – наблюдать за обстановкой на море.

 

 

ПРАВИЛО 5.

НАБЛЮДЕНИЕ (Look – out)

Правило 5 обязывает (применено слово "ДОЛЖНО") каждое судно вести постоянное наблюдение всегда, т.е. независимо от состояния видимости и района плавания.
На морском флоте существует термин "впередсмотрящий" – это человек (один или несколько, включая вахтенного помощника), который уделяет все свое внимание наблюдению и не принимает на себя каких-либо обязанностей, которые снижают эффективность надлежащего наблюдения в ЛЮБЫХ условиях видимости.
В целом наблюдение должно обеспечивать не только своевременное обнаружение судов, но и определение характера их действия.

Если суда находятся на виду друг у друга, то для указания своих действий или намерений они используют определенные сигналы, предписанные правилами 34 и 36 (табл. 1).

 

Таблица 1 Сигналы маневроуказания и предупреждения (на виду друг у друга)

Сигналы маневроуказания и предупреждения для судов

 

При плавании в условиях ограниченной видимости туманные сигналы судна подаются в соответствии с правилом 35 (табл. 2).

 

Таблица 2 Сигналы, подаваемые в ограниченную видимость

Сигналы подаваемые судами в ограниченную видимость

 

Рассмотрим один из примеров морской практики, относящийся к неудовлетворительному несению ходовой вахты.

Теплоход “Б” следовал из порта о-ва Куба в порт Владивосток с грузом сахара-сырца. Видимость от 3 до 5 миль, которая временами уменьшалась до 1 мили из-за дождя и брызг от встречного волнения моря. В 12.00 на ходовую вахту заступил 2-й помощник капитана, впередсмотрящим – вахтенный матрос. Капитан находился в каюте.

Судно следовало полным ходом 16,5 узлов; управлялось авторулевым; работал радиолокатор левого борта.

Вахтенный помощник после заступления вышел на правое крыло ходового мостика и затем периодически заходил в рулевую рубку для радиолокационного наблюдения. Вахтенный матрос вел визуальное и слуховое наблюдение на левом крыле мостика, а с 12.49 находился в рулевой рубке и смотрел вперед через забрызганные дождем иллюминаторы.

В 14.00 вахтенный помощник отправляет вахтенного матроса на правое крыло ходового мостика с целью “отбить склянки”, а сам заходит в штурманскую рубку для снятия показаний лага и выполнения записи в судовом журнале.
Все идет по отработанной схеме несения повседневной ходовой вахты, за исключением того факта, что судно осталось без наблюдателей. Возвращаясь на свой пост, вахтенный матрос обнаруживает по правому борту под носовым подзором в непосредственной близости от теплохода небольшое рыболовное судно.

Через некоторое мгновение происходит удар в скуловую часть судна почти под прямым углом. В результате столкновения теплоход “Б” получил вмятину в районе форпика и пробоину в твиндеке трюма №1 размером 1200 х 80 мм на высоте около 1 м от действующей ватерлинии.
Через пробоину сахар частично был вымыт водой за борт, частично подмочен. Что же не выполнил вахтенный помощник капитана, чтобы в полной мере удовлетворить требования правила 5.

 

Таких пунктов несколько:

не доложил капитану об ухудшении видимости;

не выставил дополнительного впередсмотрящего;

не включил ходовые огни; не подавал звуковые сигналы;

не предупредил вахтенного механика о возможных реверсах машин;

радиолокационное наблюдение вел непродолжительное время и невнимательно.

 

К тому же большую часть времени вахтенный помощник находился в рулевой рубке и наблюдал за обстановкой через мокрые стекла. А с 13.55 визуальное наблюдение вообще не велось, и рыболовное судно было обнаружено совершенно случайно, непосредственно перед столкновением.

Все эти “НЕ” отобразились в одном событии, которое и привело к печальному результату. Теперь рассмотрим термин "на ходу" применительно к огням, знакам и туманным сигналам.
Правило 35 (а) предписывает туманные сигналы для судна с механическим двигателем, имеющим ход относительно воды, а правило 35 (b) устанавливает другой сигнал для этого же судна в случае, когда оно в дрейфе.
Правила части С устанавливают определенные огни и знаки для судов по характеру выполняемых ими операций как на ходу, так и при отсутствии хода относительно воды. Варианты возможных ситуаций показаны на рис.5 и рис.6.

 

Рис. 5. Огни и знаки судов с механическим двигателем

Огни и знаки судов с механическим двигателем

 

 

Рис. 6. Огни и знаки судов специального назначения

Огни и знаки судов специального назначения



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...