Сближения судов в море
ПРАВИЛО 6.
БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ (Safe Speed)
Текст правила 6, и его значение по отношению к остальным правилам не оставляет сомнения в том, что соблюдение безопасной скорости является обязательным требованием при всех условиях видимости. Во-вторых, каждое судно должно ВСЕГДА следовать с безопасной скоростью.
Для поддержания безопасной скорости требуется непрерывная оценка внешней обстановки в районе плавания, что достигается правильным наблюдением.
В резолюциях ИМО, касающихся несения вахтенной службы, указано, что “вахтенный помощник капитана должен принимать во внимание, что главный двигатель находится в ЕГО распоряжении и что в случае необходимости он должен без колебаний прибегать к его использованию.
Однако, если это возможно, следует своевременно предупреждать вахтенного механика о том, что возможно изменение скорости".
Правило 6 содержит 12 факторов (6 + 6), которые следует учитывать при определении безопасной скорости.
При этом шесть из них касаются ВСЕХ судов, а шесть дополнительных – для тех, которые оборудованы радиолокаторами (рис.7).
Процедуры, которые необходимо выполнить ДО ВХОДА в район ограниченной видимости:
подготовить к работе и включить радиолокатор;
предупредить машинную вахту о возможных реверсах и сличить судовые часы; возможно точнее определить место судна; · опробовать и включить ходовые огни;
опробовать средства звуковой туманной сигнализации и начать подавать туманные сигналы;
выставить впередсмотрящего и установить с ним двустороннюю связь;
иметь готовыми к использованию все средства наблюдения (кроме РЛС) и связи.
ПРИ ВХОДЕ в район ограниченной видимости:
привести скорость судна в соответствие с условиями плавания;
сделать отметку на курсограмме; · выполнить записи в судовом журнале.
ПРИ ПЛАВАНИИ в районе с ограниченной видимостью:
соблюдать безопасную скорость в зависимости от условий плавания;
вести непрерывное радиолокационное и зрительно-слуховое наблюдение;
подавать туманные сигналы; · контролировать состояние навигационных огней;
при обнаружении судов руководствоваться правилами раздела 1 и 3.
Схема 7. Построение правила 6

ПРАВИЛО 7.
ОПАСНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ (Risk of Collision)
Правило 7 применяется при ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ ВИДИМОСТИ.
Правильная оценка опасности столкновения при встрече двух судов в море имеет большое значение для успешного применения правил (рис 8). Судоводитель обязан использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для определения наличия ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ.
Этими средствами могут быть:
визуальное и слуховое наблюдение;
пеленгование объекта;
радиолокационное наблюдение;
гидроакустическое наблюдение;
информация по УКВ связи и т.д.
Правило 7 (а) рекомендует в случае сомнения в наличии опасности столкновения считать, что ОНА СУЩЕСТВУЕТ.
П Е Л Е Н Г (Compas bearing)
Д И С Т А Н Ц И Я (Rang)
Б Е З О П А С Н А Я СКОРОСТЬ (Safty Speed)
Рис. 8. Оценка опасности столкновения

Выполнив задачу наблюдения и обнаружив любой объект на воде, необходимо сразу же взять на него ПЕЛЕНГ и зафиксировать его значение.
Как известно, объективными показателями опасности столкновения (ОС) могут быть либо относительное постоянство пеленга на объект, либо малая величина дистанции кратчайшего сближения с ним. Следует брать серию пеленгов, что позволит судить об их постоянстве и соответственно о наличии опасности столкновения.
При пеленговании рекомендуется брать одну и ту же часть приближающегося судна (трубу, мачту, отличительный огонь). В то же время в п.(d) делается акцент на том, что ОС может существовать, даже если пеленг заметно изменяется.
Подобные ситуации возникают при встрече в море с очень большим судном (VLCC), буксирным караваном, а также при малых расстояниях между сближающимися судами.
В таких случаях слабое "положительное" изменение пеленга, взятого на носовую часть VLCC или буксира, не гарантирует от возможности столкновения с их кормовой частью.
При этом варианте сближения необходимо брать ДВА ПЕЛЕНГА: один на нос, другой на кормовую часть протяженного объекта. Если оба пеленга будут затем заметно изменяться в одну и ту же сторону, то только тогда можно сделать вывод о том, что суда чисто разойдутся.
Особое место в правиле 7 уделяется грамотному использованию исправного радиолокационного оборудования.
Согласно требованиям ИМО на судах валовой вместимостью 1600 рег.т и более должен быть радиолокатор. На большинстве современных судов установлено по две РЛС, а суда более 10000 т имеют в составе РЛС и средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП).
Радиолокационное наблюдение подразумевает обзор горизонта на различных шкалах РЛС, получение информации (пеленг, дистанция) о наблюдаемых объектах и ее обработка на специальных планшетах или САРП.
При этом определяется курс, скорость цели, линия относительного движения (ЛОД), дистанция кратчайшего сближения (Дкр) и время сближения на эту дистанцию (Ткр).
На рис.9 показана последовательность ручной обработки радиолокационной информации. При оценке ОС, естественно, нельзя задаваться какой-либо определенной допустимой величиной Дкр и Ткр. Все это зависит от взаимного положения судов, возможности маневра встречного судна, навигационной обстановки.
При тренировках на РЛ тренажерах следует придерживаться информации, которая заложена в "конструкцию" маневренного планшета. На нем черными жирными линиями нанесены три окружности на разных дистанциях:
10 миль – средняя дальность обнаружения объектов и начало обработки снимаемой с РЛС информации;
5 миль – завершение анализа ситуации сближения судов и начало выполнения маневра на уклонение;
2 мили – дистанция расхождения в открытом море, зона звукового контакта.
Рис. 9. Выбор маневра изменением курса и скорости