Действия при выполнении маневров

Контейнеровоз HYUNDAI PRIDE
ПРАВИЛО 8.

ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ (Action to avoid Collission)

Правило 8 применяется при ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ ВИДИМОСТИ.

Правило 8 содержит общие требования, которым должны отвечать действия судов, предпринимаемые при различных ситуациях для расхождения или предупреждения столкновений. Действия при изменении КУРСА судна. "ЛЮБОЕ изменение курса ... должно быть достаточно большим, с тем чтобы оно могло быть легко обнаружено другим судном...".
Выполнение этого требования достигается перекладкой руля на борт, после чего судно начинает быстро разворачиваться вправо или влево. В информации о маневренных элементах судна можно всегда получить данные о перемещении судна на траектории циркуляции. Смещение корпуса в направлении первоначального пути обычно равно от 3 до 5 длин судна.

 

Выполнение маневра судном


Большинство судов имеет прямое смещение на 90 град. за время от 2 до 3 мин, теряя при этом скорость примерно на 1\3. При выполнении маневра изменением курса "следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса". Рассмотрим на рис. 10 , каким образом будет изменяться ситуация на экране РЛС при двух вариантах изменения курса.

 

Рис. 10. Проигрывание маневра изменением курса

Проигрывание маневра изменением курса морского судна

 

На рис. 10 а) показан пример изменения курса на достаточно большой угол ВПРАВО. В результате маневра ЛОД развернется вправо (ЛООД), и на экране РЛС мы будем видеть его новое направление по характерному следу послесвечения отметки эхосигнала. При визуальном наблюдении ситуация также будет четко просматриваться по изменению ракурса наблюдаемого судна или створа его топовых огней. Рис.10 б) отображает тот случай, когда неуверенные действия судоводителя приводят к сомнительной ситуации.
При небольшом изменении курса ЛООД на экране РЛС почти не изменил своего первоначального направления, а если оно (изменение) и видно, то в тех пределах, которые можно отнести к рысканию судна на курсе и не придать этому значения. Иными словами, маневр выполнен, но не замечен другим судном и поэтому не эффективен.
При визуальном контакте аналогичное изменение курса может быть не замечено по расствору мачт, что может привести к многозначности толкования ситуации и непредсказуемым действиям. Говоря об уверенных действиях, необходимо учитывать обстоятельства плавания судна.
Если расхождение происходит в открытом море, то решительным (уверенным) следует считать изменение курса НЕ МЕНЕЕ чем на 30 - 90 градусов. Тем самым достигается: ДНЕМ - резкое изменение ракурса судна и створа мачт; НОЧЬЮ - четкое обозначение бортового огня и раствора топовых огней; в условиях ограниченной видимости - существенное, заметное изменение направления ЛОД на экране РЛС.
На рис. 11 показано графически достижение результата при отвороте ВПРАВО при резком изменении курса (1) и при малых углах уклонения (2).
При сопоставлении двух вариантов видно, что второй значительно проигрывает первому по времени достижения конечного результата, величине занимаемого водного пространства по носу, небольшому изменению ракурса.

 

Рис.11. Принцип выбора маневра изменением курса и скорости

Принцип выбора маневра изменением курса и скорости морского судна

 

Действия при изменении СКОРОСТИ судна. "ЛЮБОЕ изменение ...СКОРОСТИ... должно быть достаточно большим с тем, чтобы оно могло быть обнаружено другим судном.." Изменение скорости в соответствии с Правилом 8а) должно быть весьма существенным, чтобы говорить об уверенности действий.
На рис.10 представлены графики падения скорости при положении машинного телеграфа на "СТОП", "МАЛЫЙ ПЕРЕДНИЙ ХОД". Из графика видно, что для достижения скорости меньше начальной в ДВА раза наиболее эффективным действием будет установка вначале команды на телеграфе "СТОП" (скорость начинает резко падать за счет сопротивления внешней среды) и через некоторое время (см. таблицу маневренных элементов судна) можно дать команду "МПХ". Таким образом, за достаточно короткое время достигается требуемый результат.
Это очень важно при расхождении с использованием радиолокатора, когда стабильность вектора скорости имеет преобладающее значение для оценки ситуации. Из рис.11 следует, что при необходимости снижения скорости оптимальным, т.е. уверенным маневром можно считать быстрое снижение скорости не менее, чем в два раза. Тем самым судоводитель будет иметь БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ для оценки ситуации сближения судов, что вполне соответствует предписанию Правилом 8 (е): "Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход".
Действия при изменении курса и скорости судна На комбинированный маневр (курсом и одновременно скоростью) распространяются те же требования, которые изложены в п. (а), (в) и (с) правила 8. Выполнение одновременно двух действий приводит к освобождению водного пространства по носу судна и к увеличению времени для надлежащей оценки ситуации. При этом следует помнить, что за результатом Ваших действий по уклонению наблюдают по радиолокатору на другом судне.
Необходимо и им дать шанс на то, чтобы Ваши действия были замечены и правильно обработаны. Если для расхождения выбирается маневр поворота ВЛЕВО, то он должен (при прочих равных условиях) производится РАНЬШЕ по сравнению с возможным изменением курса вправо.
В таблице маневренных элементов приведены экспериментальные сведения по характеристикам поворотливости и торможения судов различной длины. Эти данные помогут разумно подойти к варианту выбора конкретного действия. Абсолютная величина безопасного расстояния никем, конечно, не установлена, так как ее критерием является безопасность, п.(d).
Обращается внимание на необходимость тщательного контроля за эффективностью предпринятых для расхождения действий. Правило 8 имеет дополнение в виде п.(f), "не затруднять движение". Этот пункт предписывает любому судну по возможности не затруднять движение судам ЛВУ, ОВМ, занятым ловом рыбы и т.п. настолько, насколько это возможно в ситуации сближения и наличия достаточного водного пространства.

 

 

ПРАВИЛО 9.

ПЛАВАНИЕ В УЗКОСТИ (Narrow Channals)

Правило 9 применяется при ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ ВИДИМОСТИ. В правиле 9 (а) имеются два определения, пояснения которых нет в правиле 3. Это - "узкий проход" и "фарватер". В том и другом случае в комментариях к МППСС мы не найдем достаточно точного ответа. В общем случае это участки водного пространства, стесненные для свободного маневрирования в навигационном отношении.
Термин "фарватер" означает открытый для судоходства проход или проход, созданный дноуглублением, на котором поддерживаются глубины достаточные для судоходства. Однако, при расхождении в узкостях следует учитывать, что один и тот же проход может рассматриваться судоводителями различно.
Поэтому правило 9 устанавливает только порядок плавания в узкостях, когда судно "должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта", насколько это возможно. остью соблюдать правила настоящей части", т.е. части В.

 

Таблица 3. Сигналы маневроуказания при плавании в узкости

Сигналы маневроуказания при плавании в узкости

 

Суда не должны пересекать узкий проход или фарватер, если этим они могут затруднять движение других судов, которые могут следовать безопасно только в пределах прохода (например VLCC ). Основной целью правила 9(d) является снижение числа опасных встреч судов на пересекающихся курсах, которые часто создаются малыми судами. Тем не менее правило 9 не освобождает суда от выполнения предписаний правил 15-17 и 18.
Таким образом, судно следующее "своей" правой стороной фарватера и наблюдающее другое судно, пересекающее его курс справа, должно, если для этого есть время и пространство, уступить ему дорогу, действуя по правилу 8.
При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо особо тщательно контролировать местоположение судна и принимать решения исходя из ситуации встречи.
Пункт (g) содержит новое требование, предлагающее судам избегать становиться на якорь в узком проходе. Судно, ставшее на якорь в этом случае, вероятно, будет мешать свободному движению других судов.

 

 

ПРАВИЛО 10.

ПЛАВАНИЕ ПО СИСТЕМАМ РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ (Traffic Separation Schemes)

Правило 10 применяется при ЛЮБЫХ условиях видимости. Системы разделения движения (СРД), одобренные ИМО, ежегодно публикуются в Извещениях мореплавателям (ИМ №1). В отдельном руководстве "Общие положения об установлении путей движения судов " (изд. ГУНО № 9036) можно выбрать все сведения по навигационному использованию СРД и терминологию, применяемую при плавании в этой системе (Рис. 11): 1 - зона или линия разделения движения;  2 - полоса движения; 3 - рекомендованное направление потока судов; 4 - зона прибрежного плавания; 5 - ГВ - глубоководный путь.

 

Рис. 12. Схема системы разделения движения в проливе Па-де-Кале

Схема системы разделения движения в проливе Па-де-Кале

 

В правило 10 (а) внесено дополнение: "...и не освобождает никакое судно от обязанностей, вытекающих из любого другого правила". Пункт (в) относится к судам, пользующимися СРД, а пункт (h) - к судам, которые СРД не используют. В общем случае при плавании по СРД суда ДОЛЖНЫ держаться правее линии или зоны разделения движения и следовать в общепринятом направлении движения.
При входе в СРД или выходе из нее судно должно это сделать под возможно меньшим углом к общепринятому направлению движения. Обычно такое действие должно осуществляться на конечных участках СРД. Суда должны, насколько это практически возможно, избегать пересечения полосы движения, установленной СРД.
Только при вынужденном пересечении судно должно это делать под углом, по-возможности близким к прямому.

Исключение в правиле сделано только для:

случая, связанного с необходимостью избегать непосредственную опасность;
судов, занятых ловом рыбы в пределах СРД.

Суда, занятые ловом рыбы, суда длиной менее 20 м или парусное судно не должны затруднять безопасное движение судна, идущего в СРД, п. (i), (j). Пункт (g) не рекомендует судам становиться на якорь в пределах СРД или вблизи ее конечных участков.
В правило 10 внесены два новых пункта (к) и (l) , которые касаются судов ОВМ и судов, занятых деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания. Эти суда освобождаются от выполнения требований правила 10 настолько, насколько это необходимо для выполнения этих работ.
В соответствии с резолюцией ИМО А.431 (XI) такие работы могут производиться при условии, что: а) опубликовано уведомление соответствующих властей; б) дана в ИМ информация о судах, работающих в системе разделения движения; с) работы приостанавливаются в ограниченную видимость.
В некоторых районах территориальных вод Японии установлены транспортные пути, принятые ИМО. На рис.13 показаны схема движения судов в заливе Урага.

 

Рис. 13 . Схема движения судов в заливе Урага

Схема движения судов в заливе Урага

 

Некоторые особенности плавания в данном районе:

любое судно длиной 50 м и более должно следовать по маршруту данного транспортного пути; · скорость любого судна не должна превышать 12 узлов;
судно валовой вместимостью 100 и более тонн, намеревающееся войти на транспортный путь или сойти с него, должно указать указать флагами МСС полосу движения и подавать сигналы судовым свистком в указанных на схеме местах.Основная информация о плавании в водах Японии изложена в отдельных ежегодных выпусках Агентства морской безопасности этой страны.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...