Линейные корабли типа Нагато

«Нагато» - тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы - «Нагато» (Nagato) и «Муцу» (Mutsu).
История создания: корабли типа «Нагато» являются первыми полностью спроектированными и построенными в Японии линкорами.
Они создавались на основе концепции быстроходных линкоров (как английские корабли типа «Куин Элизабет»).
Конструкция: длина корпуса - 213,4 м, ширина - 29 м.
Полное водоизмещение до модернизации - 38500 тонн.
Артиллерия главного калибра - 8 409-мм пушек в четырёх башнях (по два орудия в башне). Две башни на носу корабля и две - на корме. Вспомогательный калибр - 20 140-мм орудий. Характерной чертой линкоров этого типа была пагодообразная надстройка.
В 1920 году один из кораблей «Нагато» на испытаниях легко показал ход в 26,7 узла - как у линейного крейсера. Таким образом, эти суда стали первыми представителями класса современных быстроходных линейных кораблей. Интересно, что высокую скорость линкоров «Нагато» удавалось скрывать вплоть до 1945 года.
Схема бронирования: основной броневой пояс по ватерлинии наибольшей толщиной 305 мм - в районе погребов и машин в центральной части корпуса, утончается по краям до 100 мм.
Второй 152-мм пояс закрывал среднюю часть корпуса. Горизонтальное бронирование включало две броневые палубы - 70 и 50 мм, а также дополнительную палубу полубака толщиной 25 мм, служившую крышей каземата противоминной артиллерии. То есть максимальная толщина горизонтальной брони - 145 мм.
Модернизация
Схема линкора Нагато

С 1933 по 1936 «Нагато» и «Муцу» прошли модернизацию. В ходе работ на кораблях установили бортовые противоторпедные були и кормовые наделки. Ширина корпуса возросла с 29 до 33 м.
Также были установлены новые паровые котлы, отапливаемые нефтью. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т (в основном усилено горизонтальное бронирование), а максимальная скорость упала с 26,7 до 25 узлов.
Максимальный угол возвышения артиллерии главного калибра увеличился до 43°, а противоминной артиллерии - до 35°. Число 140-мм орудий было уменьшено с 20 до 18 и все торпедные аппараты были сняты.
Устаревшие 80-мм зенитные пушки заменены на 127-мм установки (4×2). Установлены 20 25-мм автоматов. Смонтирована катапульта для запуска гидросамолетов.
Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 до 39 200 т.
Служба «Нагато»
Принимал участие в сражениях у атолла Мидуэй и в Заливе Лейте.
К концу войны линкор был в небоеспособном состоянии и находился в Йокосуке.
Во время испытаний ядерного оружия у Атолла Бикини использовался как корабль-мишень. 29 июля 1946 года во время второго испытания затонул. «Муцу»
В битве у атолла Мидуэй линкор входил в главные силы эскадры адмирала Ямамото но активных действий не предпринимал.
Участвовал в сражении у Восточных Соломоновых островов.
8 июня 1943 в Хиросимском заливе на «Муцу» произошел взрыв погребов кормовых башен. Основной причиной взрыва является, скорее всего, халатность экипажа.
После взрыва корабль разломился на две части и затонул. Из 1474 членов экипажа «Муцу» удалось спасти 353 человека. В июле 1944 г. японцам удалось откачать с «Муцу» 580 тонн топлива, но поднять корабль не удалось.