Ледокол Ленин
«Ленин» - атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953 - 1955 годах
(проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктор был В. И. Неганов.
Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африканова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 (почти «нержавейка») была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов. Судно было заложено В 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель - В. И. Червяков.
Судовые турбины - Кировского завода. Главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели - ленинградский завод «Электросила». Спущен на воду 5 декабря 1957 года. 12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономаревa.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.
3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.
Памятник ледоколу "Ленин" в мемориале "Покорителям Арктики" в Мурманске Ледокол «Ленин» на почтовом конверте и марке.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас проводятся работы по преобразованию его в музей и бизнес-центр в 2005. Обладал хорошей ледопроходимостью.
Атомный ледокол «Ленин» - гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции.
Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Полностью обеспечивается радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды.
ТТХ
Первый в мире ледокол на ядерном топливе.
Длина наибольшая: 134 м
Ширина наибольшая: 27,6 м
Высота борта: 16,1 м
Водоизмещение: 17810 т.
Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая
Мощность главной установки: 44000 л.с.
Максимальная скорость хода на чистой воде: 19,6 уз
1959 год стал знаменательным для морского флота СССР. Вошел в строй атомоход "Ленин" - ледокол нового класса с атомной энергетической установкой.
Началась новая эра мирного использования энергии атома, принципиально отличной по своей физической сущности от энергии сжигания органического топлива в традиционных тепловых двигателях. Создание атомного ледокола свидетельствовало о высоком уровне развития советской науки и техники.
На атомном ледоколе "Ленин" прошли всесторонние испытания два типа отечественных атомнных паропроизводящих установок (АППУ). С первой АППУ ледокол успешно работал в течении шести навигаций продолжительностью 140-160 суток каждая. С новой АППУ ледокол успешно эксплуатировался с июня 1970 года.
Аналогичной АППУ оснащены также ледоколы "Арктика", "Сибирь", "Россия". Первая арктическая навигация атомного ледокола "Ленин" началась 19 августа 1960г. Она длилась 3 месяца 10 дней. Атомоход прошел более 10000 миль, из которых более 7000 миль - в тяжелых ледовых условиях, провел через льды Карского моря и моря Лаптевых 92 судна.
Ледокол продемонстрировал высокую проходимость и маневренность во льдах, способствовал успешной проводке транспортных судов на ответственных участках трассы Северного морского пути.
Была оказана своевременная помощь ледоколам "Красин" и "Капитан Мелехов", буксировавшим пароход "Володарский" и теплоход "Разлив" у мыса Щербина в проливе Вилькицкого в условиях сжатия льда, считавшегося ранее труднопроходимым для судов.
Это было только начало. Впереди ледокол ждали сложные ответственные рейсы, вошедшие в историю освоения Арктики.