Лихтеровоз Севморпуть
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г. поставлена задача: "пополнить флот специализированными судами - контейнеровозами, лихтеровозами, железнодорожными паромами,
судами арктического плавания и ледоколами. Начать оснащение транспортных судов атомными силовыми установками".
Учитывая огромную протяженность береговой линии и островов советского Заполярья, где пока недостаточно оборудованных портов, решено первое атомное транспортное судно сделать комбинированным.
Лихтеровоз - специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Как правило строится узкоспециализированным.
Современные лихтеровозы по назначению разделяются на две группы: океанские лихтеровозы, обеспечивающие грузопотоки между портами отдельных регионов, и суда-лихтеровозы, обеспечивающие перевозки лихтеров между мелководными и слабооборудованными портами определенного региона. В мировых перевозках в настоящее время используется 5 типов лихтеровозов.
В начале ноября 1984 г. в Керчи на судостроительном заводе "Залив" им. Б. Е. Бутомы состоялась торжественная закладка первого отечественного ледокольно-транспортного судна с атомной энергетической установкой - лихтеровоза-контейнеровоза "Севморпуть". Главное его назначение-доставка различных народнохозяйственных грузов в лихтерах и контейнерах в северные районы страны.
Мощная энергетическая установка позволит судну самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1 м. Винт регулируемого шага во избежание поломки лопастей о крупные льдины будет находиться в стационарной направляющей насадке.
Для экипажа предусмотрены отдельные каюты, сауна, бассейн, спортивный зал.
ТТХ
Длина наибольшая: 260,3 м
Ширина наибольшая: 32,2 м
Осадка: 10,68 м.
Высота борта: 18,3 м
Полное водоизмещение: 61000 т.
Тип главной установки: атомная турбинная
Мощность: 40000 л.с.
Скорость хода на чистой воде: 20 уз
Лихтеровместимость: 74 лихтера типа ЛЭШ или 1336 20-футовых контейнера

Новый атомоход будет полностью отвечать требованиям Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе.
Эффективная система лихтерной доставки грузов как в прибрежные районы Арктики, так и по сибирским рекам в глубь материка получит дальнейшее развитие. 20 февраля 1986 г., накануне XXVII съезда КПСС, керченские судостроители спустили судно на воду. В 1988 г. "Севморпуть" сдан в эксплуатацию.