Вспомогательный крейсер Орёл

«Орёл» - вспомогательный крейсер Российского императорского флота.30 сентября 1908 года Добровольный флот заключил с германской фирмой «F. Schichau» (г. Эльбинг) контракт на постройку трех больших товаропассажирских пароходов,
которые должны были эксплуатироваться на линии между Владивостоком и заграничными портами, осуществлять дальние перевозки. Головной пароход серии получил название «Орёл».
«Орёл» мог принять на борт 210 пассажиров: 60 - в каюты первого класса, 30 - в каюты второго класса, 120 - в помещения третьего класса.
Ещё 180 человек могли размещаться на палубе.
Основные характеристики:
Водоизмещение 3462 тонны.
Длина 102,6 м.
Ширина 13,8 м.
Осадка 15,7 м.
Двигатели Паровые машины тройного расширения.
Мощность 4750 л. с. (3,49 МВт).
Скорость хода 16 узлов (29,63 км/ч).
Дальность плавания 2400 морских миль.
Экипаж 95 матросов и 390 пассажиров.
С 1914 года: 11 офицеров и 123 нижних чина.
Вооружение:
Артиллерия:
С 1914 года: 2 × 120-мм,
2 × 75-мм,
4 × 47-мм.
Первая мировая война и Революция
После начала Первой мировой войны «Орёл» был 22 августа 1914 года мобилизован и зачислен в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера. Во Владивостоке корабль был вооружен и подготовлен к боевым действиям.
Табель комплектации крейсера был утвержден начальником Главного Морского штаба и включал в себя 11 офицеров, трех кондукторов и 120 нижних чинов.
В конце 1914 года «Орёл» был с группой водолазов отправлен в Пенанг, где лежал на дне потопленный германским рейдером «Эмден» русский крейсер «Жемчуг».
Из-за сильного течения водолазные работы, начатые 4 января 1915 года, были затруднены и удалось поднять только одно 120-мм орудие, пулемет и 6 оптических прицелов.
Поднятые предметы никакой ценности не представляли. Моряки вспомогательного крейсера установили в порту памятник погибшим на «Жемчуге» (кроме того, там предположительно был похоронен погибший в походе в результате несчастного случая старший минер «Орла» унтер-офицер Алексей Черепков).
4 февраля 1915 года русский консул срочной телеграммой вызвал «Орёл» в Сингапур, где восстал Пятый легкий полк сипаев. Водолазные работы были немедленно прекращены, и 5 февраля на берег был отправлен десант с крейсера, включающий в себя 3 офицеров и 43 нижних чина при двух пулеметах. 22 марта судно возвратилось во Владивосток, где за помощь в подавлении восстания все десантники получили награды.
В отчете за 1915 год адмирал Джеррам писал:
«Капитан 2 ранга П. Винокуров… Высадил десант, который принес значительную пользу, содействуя подавлению мятежа в Сингапуре. „Орёл“ был также использован как убежище для женщин и детей, которые пользовались сердечным попечением за время пребывания на корабле.»
С весны 1915 года «Орёл» обеспечивал практику гардемаринов и использовался как учебное судно. Корабль совершил на протяжении 1915 - 1916 годов несколько учебных походов, заходя в японские и корейские порты.
12 ноября 1917 года «Орёл» вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» отправился в очередное плавание. Октябрьская революция застала крейсер в Нагасаки.
Между командой и гардемаринами начали возникать конфликты, а кораблю было приказано вернуться во Владивосток. Из-за возникших на судне беспорядков капитан 1 ранга М. А. Китицын принял решение попросить помощи у союзников и следовать с отрядом в Гонконг. В этом порту были списаны все революционно настроенные члены экипажа, а судно перешло в подчинение белогвардейского командования.
В 1918 году «Орёл» был разоружен и стал учебным транспортом и занимался коммерческими перевозками.
В декабре 1919 года «Орёл» возвратился во Владивосток, ведя на буксире «Бойкий».
30 января 1920 года «Орёл» ушел из Владивостока после очередного переворота в городе. М. А. Китицын принял решение о плавании в Севастополь совместно с транспортом «Якут».
Служба на корабле продолжалась, причём некоторые старшие гардемарины были произведены в следующие звания. Попутно «Орёл» занимался перевозками грузов.
29 сентября 1920 года командир вспомогательного крейсера «Орёл» капитан 1 ранга М. А. Китицын сдал корабль представителю Добровольного флота А. С. Леонтовичу и новому капитану транспорта капитану дальнего плавания Н. А. Титову. Добровольный флот осуществил в 1921 году продажу корабля представителям английской компании.
Под английским флагом «Орёл» носил название сначала «Silvia», а после 1934 года - «Haitan». В 1950 году транспорт разрезали на металл в Гонконге.