Вспомогательный крейсер Атлантис

Вспомогательный крейсер Атлантис в море
«Атла́нтис» (нем. Hilfskreuzer «Atlantis») - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. Рейдер «Атлантис» был переоборудован из грузового судна «Гольденфельс» (нем. Goldenfels) вскоре после начала войны.

В конце марта 1940 года он вышел в рейдерский поход, прорвал блокаду Северной Атлантики и бороздил морские коммуникации в водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Корабль провёл в своём единственном походе 622 дня, за это время пройдя 102 000 морских миль, захватив или потопив 22 судна общим водоизмещением более 144 000 регистровых брутто-тонн (лучший результат из всех надводных кораблей кригсмарине) и установив 92 мины у побережья Южно-Африканского Союза.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 17 600 тонн (7 862 брт).
Длина 155 метров.
Ширина 18,7 метра.
Осадка 8,7 метра.
Двигатели 2 × 6-цилиндровых двухтактных дизельных двигателя.
Мощность 7600 л. с.
Скорость хода 17,5 узлов.
Дальность плавания 60 000 морских миль.
Автономность плавания 250 дней.
Экипаж 347 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 6 × 150-мм орудий, 1 × 75-мм орудие.
Зенитная артиллерия 2 × 37-мм орудия, 4 × 20-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 4 × 533-мм торпедных аппарата, 92 морские мины.
Авиационная группа 2 самолёта Хейнкель-114, (1 - разобранный).

 

 

Подготовка к походу

Грузовое судно «Гольденфельс» (Золотая Скала) было построено в 1937 году на бременской верфи «Bremer Vulkan» для судовладельческой компании «Hansa Line».
Судно водоизмещением 17600 тонн с одной дымовой трубой в средней части, развивавшее скорость до 17,5 узлов, обладало 155-метровой длиной; 18,7-метровой шириной и 8,7-метровой осадкой.
После начала войны оно было реквизировано ВМФ Германии. Перестройка судна во вспомогательный крейсер началась 5 сентября 1939 года под руководством капитана 3-го ранга Бернхарда Рогге на бременской верфи «Deutsche Schiff- und Maschinenbau AG».
В процессе работ возникали проблемы планировки (из-за уничтожения после Версальского договора документов, связанных с рейдерами Первой мировой войны, рейдеры проектировались заново) и снаряжения (во многом из-за секретности проекта) корабля.
Решая их, Рогге дважды посетил капитана 3-го ранга Нергера, командовавшего вспомогательным крейсером «Волк» во время прошлой войны; также он консультировался с командирами других перестраиваемых рейдеров на верфи «Blohm + Voss» в Гамбург.

Корабль был оборудован: двумя шестицилиндровыми дизельными двигателями MAN, дававшими возможность пройти 60 000 миль без дополнительной бункеровки;
шестью 150- и одним 75-миллиметровым (для предупредительных выстрелов) орудиями;
двумя спаренными 37-миллиметровыми зенитными орудиями и четырьмя 20-миллиметровыми зенитными пулемётами;
четырьмя торпедными аппаратами;
девяносто двумя морскими минами EMC;
двумя самолётами «Heinkel He 114» в переделанном под ангар трюме № 2 (второй самолёт, несмотря на протесты Рогге, был передан рейдеру в разобранном виде с мотивировкой о их нехватке в рейхе);
фальшивыми бортами, с помощью системы противовесов открывавшимися вверх;
ложной разбираемой дымовой трубой;
телескопическими мачтами; деревянными орудиями;
ложными орудийными платформами;
большими ящиками, изображавшими палубный груз.

В июле 1939 года капитан Рогге получил назначение в случае начала войны принять командование над «HSK 2». В конце месяца он был назначен командиром учебного парусного судна «Альберт Лео Шлагетер», занимавшегося подготовкой старшин на Балтийском море. 25 августа «Шлагетер» получил приказ вернуться в порт, в первых числах сентября Рогге отправился в Бремен.
Там он получил досье на всех членов будущего экипажа, которые в целях секретности были поселены в казарму школы старшин Бремерхафена. На пост старшего помощника был назначен профессор истории искусств, чьи знания в военно-морском деле не устроили Рогге.
Дружба с капитаном 3-го ранга Винтером из отдела должностей офицерского состава в Вильгельмсхафене позволила Рогге выпросить на эту должность полиглота и доктора философии Ульриха Мора, сына своего друга, назначенного на плавучую базу.
Первым офицером стал капитан-лейтенант Эрих Кюн; штурманом - капитан торгового флота Пауль Каменц, артиллерийским офицером - лейтенант Лоренц Кэш. Также на корабль были назначены несколько капитанов и старпомов торгового флота, которые должны были вести к родным берегам призовые суда.
Больше ста первоначально приписанных к кораблю старшин и матросов, по настоянию Рогге, были заменены; в частности, он добился перевода на рейдер с Балтики двенадцати старшин «Шлагетера».
Экипаж был размещён на корабле следующим образом: каждый офицер получил отдельную каюту; главстаршины жили в каютах по одному или по двое; старшины расположились в кубриках на 4 или 8 человек; матросы спали в кубриках на 18 - 50 человек по возможности рядом с боевым постом, 50 из них получили гамаки, остальных смогли разместить на койках.

19 декабря 1939 года, после 14 недель на верфи и почти 400 000 затраченных человеко-часов, коммерческий рейдер был введён в строй под данным ему Рогге именем «Атлантис». Через 2 дня, когда 80 % экипажа уже находилось на борту, корабль провёл первые мореходные испытания на Везере.
28 декабря «Атлантис» вышел из Бремена в Киль и ночью сел на мель. Через 6 часов прилив освободил рейдер, однако судьба капитана висела на волоске: за четверть века до этого севший на мель у немецких берегов «Волк» лишился капитана с мотивировкой «невезучий». Однако, несмотря на суеверность фюрера, Рогге не пострадал от ошибки лоцмана.
31 января в обстановке секретности корабль проинспектировал гросс-адмирал Редер. К началу весны «HSK 2» был готов к походу, в целях контрразведки Рогге заказал установку мишеней у Пиллау.
11 марта вместе с «Орионом» и «Виддером» «Атлантис» прошёл через Кильский канал под камуфляжем, после чего бросил якорь в небольшом заливе Зюдерпип на западном побережье Шлезвиг-Гольштейна. Там была снята вторая труба и рейдер был замаскирован под 5749-тонное норвежское судно «Кнут Нельсон».

 

 

Боевые действия

Рейдерский поход

Будучи одним из первых вспомогательных крейсеров Германии во Второй мировой войне, «Атлантис» покинул свою базу 6 апреля 1940 года под командованием капитана цур зее Бернгарда Рогге.
Маскируясь сперва под норвежское судно «Кнут Нельсон», затем под советский корабль «КИМ», «Атлантис» первым из рейдеров вышел в Атлантический океан.

 

Крест над могилой Бернхарда Херманна, матроса «Атлантиса», на Кергелене

Могила Бернхарда Херманна, матроса крейсера Атлантис

 

18 апреля 1940 года «Атлантис» получил задание выйти на судоходную трассу «Кейптаун - Фритаун», чтобы отвлечь часть сил Королевского ВМФ Великобритании от берегов Германии.

Вечером 10 мая у мыса Игольный близ побережья Южной Африки «Атлантис» выставил 92 мины.

С мая по сентябрь 1940 года «Атлантис» действовал в Индийском океане, замаскировавшись под датское судно «Аббекерк», затем под норвежское судно «Тарифа».

С октября 1940 г. по ноябрь 1941 г. «Атлантис» вёл рейдерство в Тихом океане.

14-16 февраля «Атлантис» встретился с «Адмиралом Шеером», который при этом заправился дизтопливом из танков «Кетти Бровиг», несмотря на сообщение из штаба о том, что данное топливо «карманному линкору» не подходит.

17 мая «Атлантис» повстречал британские корабли: линкор «Нельсон» и авианосец «Игл», которые не обратили на него внимания.

21 ноября 1941 года, проводя заправку подводной лодки U-126, «Атлантис» был обнаружен палубным самолётом британского крейсера «Девоншир». Вскоре появился и сам крейсер, который в короткой перестрелке потопил «Атлантис» и не стал подбирать людей из воды, опасаясь торпед субмарины (у U-126 в это время на борту не было командира).
После всплытия ПЛ подобрала оставшихся в живых и взяла на буксир спасательные шлюпки с «Атлантиса». К ней на помощь поспешили U-129 и U-124. Спасшихся доставили на судно снабжения «Питон», который 1 декабря был потоплен в аналогичной ситуации крейсером «Дорсетшир».
После продолжительного плавания на шлюпках 4-х немецких и 4-х итальянских подводных лодок части экипажа удалось вернуться в Германию.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...