Вспомогательный крейсер Коронель

Вспомогательный крейсер Коронель в порту
«Коронель» (нем. Coronel) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. Коронель, бывшее торговое судно «Того» (нем. Togo), в германском флоте обозначался как HSK-10 и «Шифф-14» (нем. «Schiff 14»), во флоте Великобритании - «Рейдер „K“».

Этот корабль оказался последним представителем класса вспомогательных крейсеров, вошедшим в состав германского флота.
Но ход истории распорядился так, что он не сумел покинуть воды, контролируемые Третьим рейхом.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 12 700 т, 5024 брт.
Длина 134 м.
Ширина 17,9 м.
Осадка 7,9 м.
Двигатели 1 одновальный 8-цилиндровый дизельный двигатель.
Мощность 5100 л. с. (3,75 МВт).
Скорость хода 16 узлов (29,63 км/ч).
Экипаж 350 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 6 × 150-мм.
Зенитная артиллерия 6 × 40-мм, 4 × 20-мм.

 

Сухогруз «Того» был построен на верфи «Вулкан» в Бремене по заказу гамбургской компании «Воэрманн Линие» («Линии Воерманн»). 13 августа 1938 г. судно спустили на воду, и 22 сентября того же года оно вошло в строй.
После начала Второй мировой войны прорвалось через блокаду и вернулось в Гамбург, где 1 марта 1940 г. было реквизировано кригсмарине. 18 августа 1940 года его переделали в минный заградитель.

Затем РВМ приняло решение переоборудовать его во вспомогательный крейсер. 16 июня 1941 года корабль вывели из подчинения командующего минными заградителями.
Работы заняли период времени больше года - с 7 июня 1941 года по 25 октября 1942 года, которые проводились на верфях «Вилтон-Фейеноорд» в Схидаме («Вилтон» в Роттердаме), «Одерверке» в Штеттине и верфи ВМС в Готенхафене.

В декабре 1942 года работы завершились, и корабль вновь вошёл в строй.

 

 

Боевые действия

Рейдерский поход

31 января 1943 года рейдер под командой капитана-цур-зее Эрнста Тинемана начал попытку прорыва. Сначала «Коронель» направился на север, для того чтобы выйти в Атлантику через Датский пролив, но с наступлением темноты повернул и направился на юг.
К несчастью, в Гельголандской бухте корабль попал в шторм, сорвавший с якорей мины, и был вынужден укрыться от непогоды 3 февраля за островом Зильт.

7 февраля 1943 г. «Коронель» совершил попытку пересечь Ла-Манш в сопровождении тральщиков, но в течение следующих суток дважды садился на мель. После того, как корабль сняли с мели, было принято решение снова вернуться в Дюнкерк.

Вся эта суматоха привлекла внимание англичан. И когда в ночь на 10 февраля рейдер покинул Дюнкерк в сопровождении двенадцати тральщиков, то попал под прицельный огонь береговых батарей Дувра.
В течение сорока минут, идя на полной скорости, корабль выдержал тридцать три залпа тяжелой артиллерии, но остался невредимым.

Затем пришла пора ночной авиации. Британские летчики добились одного точного попадания - бомба пробила палубу рядом с фок-мачтой по левому борту и взорвалась.
Чтобы добить поврежденный рейдер, англичане бросили на его перехват соединение в составе пяти эскортных миноносцев типа «Хант» и шести торпедных катеров. Однако Тинеман сумел укрыться в Булони. В порту осмотр показал, что для ремонта полученных повреждений требуется не менее четырёх месяцев.

«Коронель» находился в Булони ещё двое суток, при этом город подвергался постоянным налетам авиации союзников. Тинеман понял, что нет смысла больше испытывать судьбу, и приказал вернуться обратно в Дюнкерк.

Стало ясно, что безопасно пройти Ла-Манш невозможно, и на следующее утро Тинеман получил приказ уже от Деница о возвращении на Балтику.
Однако он остался не выполненным, так как через четыре часа Дюнкерк подвергся налету союзной авиации. Удар был нанесен восемнадцатью бомбардировщиками, которые хоть и не добились попаданий в сам HSK-10, но серьёзно повредили входные ворота порта, поймав рейдер в ловушку.

27 февраля рейдер смог покинуть порт и выйти в море. В пути он дважды садился днищем на песчаные банки, но в обоих случаях смог самостоятельно сняться с мели.
Во время перехода «Коронель» со своим эскортом подвергся атаке восьми британских катеров, но все закончилось благополучно, и 28 февраля рейдер прибыл в Куксхафен, а 2 марта перешёл в Киль.

Это была последняя попытка прорыва рейдера из Германии в океан. Следующий готовый к выходу вспомогательный крейсер кригсмарине, «Ганза», вообще не был отправлен в поход.
Несмотря на то, что «Михель» ещё некоторое время действовал в Индийском океане, это означало для Германии конец рейдерства как метода войны.

 

 

Корабль наведения ночных истребителей ПВО

Позднее ему вернули прежнее имя и переоборудовали в корабль наведения ночных истребителей ПВО. С октября 1943 года «Того», находясь в подчинении люфтваффе, действовал в Балтике.
В марте 1944, после трёх сильных бомбардировок Хельсинки советской авиацией, он прибыл в Финский залив для содействия авиационному прикрытию Таллина и Хельсинки.

 

 

Послевоенная судьба

Корабль уцелел в войне и был передан Великобритании, затем отошёл к Норвегии.

У него была долгая жизнь торгового судна, которую он закончил под именем «Топека» 21 ноября 1984 года, когда во время урагана потерпел крушение и сел на грунт у побережья Мексики. Два человека при этом погибли.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...