Вспомогательный крейсер Тор

«Тор» (нем. Thor) - немецкий вспомогательный крейсер времён Второй мировой войны. Тор, бывшее грузовое судно «Санта Круз» (нем. Santa Cruz), в германском флоте обозначался как HSK-4 и «Шифф-10» (нем. «Schiff 10»),
во флоте Великобритании - «Рейдер „E“» (англ. «Raider E»).
Был одним из самых маленьких вспомогательных крейсеров Германии, однако стал одним из самых результативных. За два похода он потопил вспомогательный крейсер и 17 торговых судов, а также захватив в качестве призов ещё 4, общим тоннажем примерно 152 000 брт за 642 дня походов.
Основные характеристики:
Водоизмещение 9300 т, 3863 брт.
Длина 122 м.
Ширина 16,7 м.
Скорость хода 17 узлов.
Дальность плавания 40 000 морских миль.
Экипаж 349 человек.
Вооружение:
Артиллерия 6 × 150-мм.
Зенитная артиллерия 2 × 37-мм, 4 × 20-мм.
Минно-торпедное вооружение 4 × 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 Arado Ar 196 A-1.
Грузовое судно «Санта Круз» было построено на верфи «Дойче верфт» (нем. «Deutsche Werft AG Hamburg-Finkenwärder») спущено на воду 16 марта 1938 года, и находилось во владении «Ольденбургско-Португальского пароходного общества» (нем. «Oldenburg-Portuguesische Dampfschiffahrts Gesellschaft»).
4 сентября 1939 года оно было реквизировано Кригсмарине, после чего переоборудовано в военный корабль. «Тор» вступил в строй германского флота 15 марта 1940 года как вспомогательный крейсер HSK-4.
Боевые действия
Первый поход
6 июня 1940 года под командой капитана-цур-зее Отто Кэлера (нем. Otto Kähler) «Тор» вышел в свой первый поход, попав в ночь с 16 на 17 июня в Северную Атлантику.
1 июля 1940 года был захвачен голландский транспорт «Кертозоно» с командой из 56 человек. Кэлер отправил его во Францию.
6 июля 1940 года Тор пересек экватор.
Второй жертвой 7 июля 1940 года стал британский сухогруз «Дэлэмбр», который при виде рейдера стал убегать. Приблизившись на расстояние 8 км, Тор открыл огонь, после чего беглец остановился. Капитан Прэтт, один пассажир и ещё 43 моряка стали пленниками. Затем судно отправили на дно подрывными зарядами.
Третьей жертвой 9 июля 1940 года стал бельгийский «Брюгге», который сдался после третьего предупредительного выстрела. 44 моряка, включая капитана Бума, стали пленниками. Судно утопили подрывными зарядами.
14 июля 1940 года возле острова Тринидади, без сопротивления, остановился британский транспорт «Грэйсфилд» с командой из 36 человек. Транспорт потоплен 40-ка 150 мм снарядами и одной торпедой.
Новой жертвой стал угольщик «Уэндовер» 16 июля 1940 года. «Тор» в сумерках сумел подойти на близкую дистанцию и сразу открыл огонь на поражение.
От очередного залпа англичанин загорелся, появились первые жертвы. Обстрел продолжался до тех пор пока на «Уэндовере» не смолкла радиостанция.
Из сорока членов экипажа при обстреле погибло два, в том числе и радист. Ещё два умерли от ранений уже на борту «Тора». Угольщик добили снарядами.
На следующий день (17 июля 1940 года) - снова удача. Голландский сухогруз «Тела» остановился без сопротивления. Тридцать три моряка добавились к пленным. Сухогруз потопили подрывными зарядами.
Командование отметило успех Тора (за 17 дней его жертвами стало 6 судов), и по его приказу 20 июля 1940 года к награде было представлено 30 человек.
28 июля 1940 года Тор в первый раз встретился со вспомогательным крейсером противника. Британский контр-адмирал Генри Харвуд направил вспомогательный крейсер «Алькантара» для патрулирования в районе Пернамбуко - остров Тринидади. Харвуд надеялся перехватить германский рейдер, если тот двинется на юг. Действительно именно «Алькантара» смогла обнаружить неизвестный корабль и кэптен Дж. Дж. П. Инхэм приказал начать погоню.
В 12:00 часов с «британца», державшегося почти в кильватер немецкому кораблю, в эфир пошла длинная зашифрованная радиограмма. Радисты «Тора» попробовали забить её помехами. Кэлер понял, что боя избежать не удастся. Он сбросил маскировку и вступил в бой. «Тор», укрываясь за дымовыми завесами, удачно обстреливал англичанина.
Сам же получил только два снаряда, один из которых не взорвался. «Алькантара» пострадала значительно сильнее, так как получила снаряд в ватерлинию, что привело к значительному крену. Кэлер, приказал поставить дымовую завесу и выйти из боя окончательно. Он опасался, что к точке боя уже спешат английские корабли.
С 25 по 28 августа 1940 года Тор, встретившись с танкером «Рекум», полностью заправился топливом.
30 августа 1940 года по приказу командования были представлены награде капитан и ещё 50 человек.
26 сентября 1940 года самолет «Арадо» заметил крупное судно, которое рейдер остановил через час. Норвежская китобойная база «Космос» была очень ценным призом, но Кэлер не имел возможности направить его в Европу. В итоге, «Космос» отправили на дно подрывными зарядами.
8 октября 1940 года обнаружилось крупное судно. «Тор» бросился за ним в погоню, и когда расстояние сократилось, сбросил маскировку и открыл огонь.
Транспорт попробовал уйти, подавая сигналы тревоги, которые немцы пытались глушить. В итоге рефрижератор «Нэйша» получил восемь или девять 150-мм снарядов. Судно добили торпедой и 35-ю снарядами.
С 9 по 16 ноября 1940 года Тор встретился с кораблем снабжения «Рио-Гранде». Всех пленных, кроме раненых капитанов, отправили на борт «Рио-Гранде», Тор заправили.
5 декабря 1940 года наблюдатели заметили на расстоянии примерно в 4 мили появившееся из тумана очень большое судно, опознанное как вспомогательный крейсер. За час боя высокобортный «Кэрнарвон Кэсл», представлявший прекрасную цель для хорошо тренированных немецких артиллеристов получил не менее восьми 150-мм снарядов, вызвавших несколько пожаров.
В 8:03 британский вспомогательный крейсер, внезапно повернул на север, и, не сбавляя скорости, начал уходить. Через 6 минут он исчез из виду.
22 декабря 1940 года Кэлер получил от командования награду - Рыцарский крест.
1 февраля 1941 года «Тор» пересек экватор.
16 февраля 1941 года Тор встретился с судном снабжения «Альстеруфер», с которого получил боеприпасы.
После длительного перерыва 25 марта 1941 года новой жертвой «Тора» стал грузопассажирский лайнер «Бритэния». Так как радиостанция без перерыва посылала шифрованные сообщения, обстрел продолжался до потопления лайнера.
Отто Кэлер, руководствуясь информацией, полученной от радистов и понадеявшись, что помощь придет в течение нескольких часов, решил не брать на борт спасшихся. Это привело к трагедии для почти двухсот человек.
В тот же день (25 марта 1941 года) рейдер остановил сигнальным выстрелом шведский угольщик «Троллехольм». Теплоход потопили подрывными зарядами, а его команда в количестве 31 человека перешла на крейсер.
4 апреля 1941 года вахтенные заметили сильный дым, сквозь который вскоре стали просматриваться две мачты и высокая труба. Кэлер посчитал его «нейтралом» и приказал поднять на HSK-4 греческий флаг, но при этом объявил на всякий случай боевую тревогу. На этот раз противником «Тора» стал вспомогательный крейсер «Волтэр».
Всего через три минуты после начала боя в средней части «Волтэра» уже начался очень сильный пожар. За все время сражения британский корабль ни разу не попал во врага. В итоге британец выкинул белый флаг. Немцы спасли 197 из 269 человек его экипажа.
Последней жертвой первого похода 16 апреля 1941 года стал шведский рудовоз «Сэр Эрнест Кэссел». Сорок пять моряков стали пленными, а старый транспорт потопили подрывными зарядами.
Первый поход Тора закончился 30 апреля 1941 года.
Итогом первого похода стало 12 потопленных и захваченных в качестве призов судов, а также уникальные в истории Второй мировой войны три боя с со вспомогательными крейсерами противника.
Второй поход
Первая попытка отплытия Тора во второй поход началась 19 ноября 1941 года. К этому моменту корабль модернизировали - старые орудия заменили на новые 150-мм пушки Tbk С/36, установили радар.
Однако, вечером следующего дня Тор врезался в шведский рудовоз «Ботниа», который быстро затонул. Из-за полученных повреждений Тор был вынужден вернуться на базу для ремонта. Второе отплытие во второй поход состоялось 30 ноября 1941 года.
Гибель
«Тор» погиб 30 ноября 1942 года в результате пожара на немецком танкере «Уккермарк», к которому он был пришвартован, 13 человек экипажа погибло. Официальное расследование причин катастрофы не проводилось.