Вспомогательный крейсер Мёве

Вспомогательный крейсер Мёве в 1916 году
SMS Möwe (нем. Möwe - чайка) - германский вспомогательный крейсер времён Первой мировой войны, успешно действовавший в качестве рейдера против торгового судоходства стран Антанты. На минах, выставленных крейсером,

подорвался и затонул устаревший британский линкор HMS King Edward VII.
Один из пароходов, потопленных рейдером, унёс на дно груз ископаемых останков коритозавра, возраст которых оценивается в 75 миллионов лет.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение 9800 тонн.
Длина 123,7 м.
Ширина 14,4 м.
Валовая вместимость 4788 брт.
Скорость хода 13 узлов.
Дальность плавания 8700 миль на 12 узлах.
Экипаж 235 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 150-мм, 1 × 105-мм.
Минно-торпедное вооружение 2 × 500-мм ТА.

 

Построен в 1914 году на немецкой верфи Tecklenborg в Бремерхафене как банановоз Pungo (4 788 брт) для Afrikanische Fruchtkompanie. Совершал рейсы из германской колонии Камерун в метрополию. В 1915 году реквизирован флотом.

 

 

Переоборудование во вспомогательный крейсер

21 сентября 1915 года германский морской офицер Николаус цу Дона-Шлодин получил приказ найти подходящее судно и переоборудовать его во вспомогательный крейсер, способный также действовать в качестве минного заградителя.

Выбор пал на Pungo, получивший новое имя SMS Möwe. Корабль вооружили четырьмя 150-мм и одним 105-мм орудиями, двумя 500-мм торпедными аппаратами. Кроме того, на борт были погружены 500 морских мин. Командиром корабля стал всё тот же Дона-Шлодин.

Первоначальной задачей вспомогательного крейсера была постановка минных заграждений, и только после её выполнения Дона-Шлодин мог заняться рейдерскими операциями.

 

 

Служба

Первый поход (декабрь 1915 - март 1916)

29 декабря 1915 года Möwe отправился в первый поход, главной целью которого была постановка мин в проливе Пентленд-Ферт, отделяющим Оркнейские острова от основной части Шотландии, вблизи Скапа-Флоу - главной базы британского Home Fleet.
Минное поле было выставлено в суровых условиях, однако труды не пропали даром - 6 января 1916 года на нём подорвался и затонул устаревший линкор HMS King Edward VII.
Завершив установку мин, Möwe направился вдоль западного побережья Ирландии в сторону Франции. В эстуарии Жиронды было выставлено второе минное поле, на котором впоследствии подорвались два судна.

Завершив минные постановки, рейдер направился в Атлантику, в которой поначалу действовал в районе между Испанией и Канарскими островами, а затем - у берегов Бразилии. 16 января 1916 года в 120 милях южнее Мадейры рейдер встретил вооружённое английское судно Clan Mactavish и потопил его в ходе боя.

За три месяца рейдерства SMS Möwe перехватил 15 судов противника, 2 из которых (Appam и Westburn) были отправлены в Германию в качестве призов, а остальные - потоплены.
Общий тоннаж потопленных судов составил 159 400 тонн. 4 апреля 1916 года корабль вернулся в Германию, где моряки были встречены как герои. В первом походе «Чайки» участвовал будущий командир рейдера SMS Seeadler Феликс фон Люкнер.

 

 

Действия в проливе Каттегат летом 1916

С 6 марта по 6 мая 1916 года SMS Möwe ремонтировался на императорской верфи Вильгельмсхафена, где был переименован в Vineta по соображениям секретности. После ремонта крейсер перевели по Каналу кайзера Вильгельма в Балтийское море.

С 12 июня по 16 июня и с 25 по 29 июля Vineta совершил два рейса к берегам Норвегии, действуя в проливе Каттегат против английского судоходства.
Первый рейд был безрезультатным, второй же принёс единственный приз - британский пароход Eskimo, препровождённый в Свинемюнде.
Третий рейд (с 20 по 23 августа) также оказался безрезультатным. По его завершению на корабль поступил приказ готовиться к следующему большому походу.

 

 

Второй поход (ноябрь 1916 - март 1917)

22 ноября 1916 года Möwe отправился во второй поход, оказавшийся ещё более успешным.

6 декабря 1916 года рейдер потопил канадский пароход Mount Temple, на борту которого находились ископаемые останки коритозавра. Груз возрастом 75 миллионов лет и поныне (2011 год) покоится на глубине 4 375 метров.

10 марта 1917 года рейдер вступил в бой с вооружённым новозеландским пароходом SS Otaki, капитан которого отказался сдаться. В ходе боя Möwe получил серьёзные повреждения, что вынудило командира крейсера ускорить возвращение в Германию.

22 марта 1917 года Möwe вернулся в Германию, благополучно прорвав британскую морскую блокаду. За 4 месяца рейдерства в Антлантике были потоплены или захвачены 25 судов (всего 123 265 брт).

 

 

Участие в пропаганде

Успешные походы рейдера привлекли к нему и его команде пристальное внимание имперской пропаганды. В 1917 году был снят пропагандистский фильм «Graf Dohna und seine Möwe», часть кадров которого дошла до наших дней.

 

 

Дальнейшая судьба

Возвратившийся из похода крейсер решили не подвергать дальнейшему риску в океане, посчитав, что корабль весьма полезен для пропаганды. Корабль перебазировали на Балтийское море, используя поначалу в роли корабля снабжения подводных лодок, а затем в качестве вспомогательного минного заградителя (1918 год).
После подписания Версальского договора корабль был передан Великобритании как военный трофей, после чего был превращён в грузовое судно и переименован в Greenbrier.
В 1933 году судно вернулось в Германию, получив новое имя - Oldenburg. Под этим именем оно и прослужило почти до самого конца Второй мировой войны.
7 апреля 1945 года Oldenburg был торпедирован союзной авиацией в норвежских водах и вскоре затонул неподалёку от деревни Вадхейм (губерния Согн-ог-Фьюране).

 

Командиры:

Корветтен-капитан Николаус цу Дона-Шлодин - с ноября 1915 по март 1917.

Капитан-лейтенант Вольф - с марта по декабрь 1917.

Капитан-лейтенант Лаутербах (нем. Lauterbach).

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...