Тяжёлые крейсера типа Альмиранте Браун

Тяжёлые крейсера типа «Альмиранте Браун» - тип тяжёлых крейсеров аргентинских военно-морских сил. Всего было построено 2 единицы: «Альмиранте Браун» (Almirante Brown), «25 мая» (25 de Mayo). Первые и последние тяжёлые крейсера Аргентины.
История создания: к концу 1920-х годов Аргентина располагала самыми многочисленными ВМС в Латинской Америке.
Однако если становой хребет флота был представлен относительно современными линкорами типа «Ривадавиа» (Rivadavia), то состояние крейсерских сил было плачевным.
В составе флота числились 6 крейсеров - 4 броненосных и 2 бронепалубных постройки 1892 - 1898 годов. В описываемый период они совершенно устарели и представляли разве что музейное значение.
Что касается традиционных противников Аргентины, то положение во флоте Чили было не лучше. В строю находились 2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера постройки 1890 - 1898 годов, ничуть не большей ценности чем аргентинские.
Однако другой традиционный противник - Бразилия, помимо одного устаревшего крейсера располагала 2 единицами типа «Байя» (Baia) - гораздо более совершенными кораблями 1910 года постройки, слабо вооружёнными, но оснащёнными паровыми турбинами, что позволяло им легко уходить от любых аргентинских кораблей. Поскольку возможность войны с этими державами считалась реальной, подобное соотношение крейсерских сил представлялось нетерпимым.
Аргентина первой половины ХХ века считалась сравнительно процветающим государством и деньги на новые корабли были изысканы без особых проблем. В 1926 году была принята десятилетняя программа обновления флота стоимостью 75 млн. песо, в рамках которой предполагалось строительство 3 тяжёлых крейсеров.
Не располагая развитым кораблестроением, Аргентина объявила международный конкурс, который выиграла итальянская компания OTO. В том же году OTO получила заказ на два корабля общей стоимостью 2 450 тысяч фунтов стерлингов. Вместо третьего корабля серии в Великобритании был позже заказан лёгкий крейсер «Ла Архентина» (La Argentina).
Конструкция
При разработке проекта «Альмиранте Браун» итальянцы естественно опирались на национальные разработки. В то время на итальянских верфях строились первая пара тяжёлых крейсеров типа «Тренто», которые и послужили образцом для «Альмиранте Браун». Фактически аргентинский проект представлял собой уменьшенный «Тренто».
Новый корабль очень напоминал итальянский прототип внешне, хотя имел лишь одну дымовую трубу, бронирование и вооружение также было пропорционально ослаблено.
Корпус характеризовался сильно выраженным бульбовым образованием форштевня и большим развалом носовых шпангшутов, имеет полубачную конструкцию - полубак занимал около 70% длины корабля.
Система набора смешанная (продольная в пределах цитадели, поперечная в оконечностях). Внешний облик кораблей: одна массивная дымовая труба, закрытая носовая надстройка, короткая фок-мачта, высокая грот-мачта (с краном).
Бронирование в основном повторяет "Trento". Цитадель простиралась от барбета носовой до барбета кормовой башни ГК. Пояс толщиной 70 мм опускался на 0,6 м ниже ватерлинии и замыкался траверзами толщиной 40-60 мм.
Сверху на него опиралась плоская 25-мм бронепалуба. Выше пояса борт до уровня главной бронепалубы бронировался 25-мм листами. Толщина лобовых плит башен - 50 мм,стенок боевой рубки - 65 мм. Броня фирмы "Корнильяно".
Артиллерия. Главный калибр - 190-мм/52 орудия фирмы "ОТО" размещены в 3-х 2-орудийных башнях.
Дальность стрельбы 90-кг снарядом до 27300 м при угле возвышения 46°
Служба
«Альмиранте Браун» - заложен 8 февраля 1925 г., спущен 4 октября 1927 г., вошёл в строй 3 апреля 1929 г.
Аргентина не участвовала во Второй мировой войне и её кораблям не пришлось нести тяготы боевой службы. На протяжении всей карьеры «Альмиранте Браун» действовал у берегов Южной Америки, лишь однажды посетив Нью-Йорк в 1949 году.
Тем не менее, именно с ним связана единственная потеря аргентинского флота в 1939 - 1945 годах.
3 октября 1941 года, во время манёвров, проходивших в сильный туман, «Альмиранте Браун» протаранил и потопил свой же эсминец «Корьентес» (Corrientes), а затем на крейсер навалился линкор «Ривадавиа» и причинил ему серьёзные повреждения. Ремонт занял три месяца. «Альмиранте Браун» был списан в 1961 году и продан на слом в Италию.
Тяжёлый крейсер «25 мая» «25 мая» - заложен 22 июня 1925 г., спущен 24 октября 1926 г., вошёл в строй 21 декабря 1928 г. «25 мая» вошёл в состав флота одновременно с «Альмиранте Браун».
На протяжении последующих лет он нёс рутинную службу у родных берегов, изредка посещая соседние страны. Наиболее ярким моментов в его карьере стал 1936 год, когда «25 мая» действовал у берегов Испании во время проходившей там гражданской войны и обеспечил эвакуацию аргентинских граждан из порта Аликанте (Alicante). «25 мая» был выведен в резерв в 1959 году, спустя год исключён из состава флота, а в 1961 году вместе с «Альмиранте Браун» продан на слом.
Оценка проекта
Спроектированный по итальянскому образцу, «Альмиранте Браун» унаследовал все недостатки прототипа. Конструкция корпуса оказалась слабой, механизмы ненадёжны, а сам корабль перегружен вооружением и оборудованием.
В сравнении с тяжёлыми крейсерами других стран, проект выглядел бледно. Даже самые слабые из зарубежных «вашингтонцев», такие как японские «Аоба» и «Фурутака», а также британский «Йорк», имели заметное превосходство в огневой мощи и защищённости.
Но аргентинцы и не планировали воевать с великими державами. Их потенциальными противниками являлись флоты Бразилии и Чили, так и не обновившие свои крейсерские силы вплоть до конца 1940- годов.
В результате пара этих крейсеров вывела аргентинский флот на новый качественный уровень и обеспечила подавляющее преимущество над соседями. От тихоходных линкоров противника «Альмиранте Браун» и «25 мая» легко уходили, а любые другие корабли бразильского и чилийского флотов могли догнать и расстрелять с недосягаемой для тех дистанции.
Несмотря на определённую напряжённость в отношениях, до войны с Бразилией или Чили дело не дошло. Однако явное превосходство на море позволяло аргентинскому правительству чувствовать уверенность в отношениях с соседями и несомненно принесло определённые политические дивиденды.