Тяжёлые крейсера типа Зара

Крейсера Зара
Зара - тип тяжёлых крейсеров итальянского флота. Всего построено 4 единицы - «Зара» (Zara), «Фиуме» (Fuime), Гориция" (Gorizia), «Пола» (Pola).

 

История создания: в конце 1920-х годов итальянский флот получил свои первые тяжёлые крейсера - две единицы типа «Тренто».

Основанные на концепции нанесения удара на максимальной скорости и дальности, эти корабли страдали множеством недостатков, главным из которых была защита, совершенно недостаточная против 203-мм снарядов.
Ввиду этого в итальянских военно-морских кругах возникло мнение о желательности постройки следующих крейсеров по иному проекту - менее быстроходному, но гораздо лучше защищённому.

Характеристики новых кораблей включали в себя вооружение из 8 203-мм орудий, броневой пояс 200 мм и скорость 32 узла, однако уложить в всё это в договорные 10 000 тонн не представлялось возможным.

В попытке решить проблему заместитель начальника Морского штаба контр-адмирал Ромео Бернотти предложил увеличить водоизмещение до 15 000 тонн.
По его мнению три таких крейсера могли бы справится с шестью «вашингтонскими», но пойти на столь явное нарушение договора итальянское политическое руководство не рискнуло.

Проект начали ужимать, в частности броневой пояс уменьшился до 150 мм, корпус стал полубачным, что ещё более ухудшило мореходность, а торпедные аппараты были вообще исключены.
Тем не менее, проблема превышения договорного лимита оставалась. В итоге итальянская сторона пошла на откровенный подлог - водоизмещение новых крейсеров было официально объявлено равным 10 000 тонн, а реальная цифра держалась в тайне.
Впрочем, фальсификация стала известна за рубежом ещё до Второй мировой войны.
В августе 1936 года на крейсере «Гориция» произошёл взрыв паров бензина и он был вынужден зайти в Гибралтар и воспользоваться местным доком.
В результате выяснилось, что водоизмещение крейсера как минимум на 1000 тонн больше официально объявленного, но по неизвестным причинам британцы протеста не заявили.
Любопытно, что во время строительства новые корабли, также как и тип «Тренто», числились лёгкими крейсерами (Incrociatori Leggeri), но ввиду очень больших отличий от предшественников были переведены в класс броненосных крейсеров (Incrociatori Corazzato).
Лишь с принятием международной классификации в 1930 году типы «Тренто» и «Зара» были переведены в класс тяжёлых крейсеров (Incrociatori Pesanti).

 

Служба

«Зара» - заложен 4 июля 1929 г., спущен 27 апреля 1930 г., вошёл в строй 20 октября 1931 г.

«Фиуме» - заложен 29 апреля 1929 г., спущен 27 апреля 1930 г., вошёл в строй 23 ноября 1931 г.

«Гориция» - заложен 17 марта 1930 г., спущен 28 декабря 1930 г., вошёл в строй 23 декабря 1931 г.

«Пола» - заложен 17 марта 1930 г., спущен 5 декабря 1931 г., вошёл в строй 21 декабря 1932 г.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...