Тяжёлый крейсер Кинугаса

«Кинугаса» (яп. 衣笠, по названию горы в префектуре Киото) - японский тяжёлый крейсер, второй представитель типа «Аоба». Построен в Кобэ в 1925 - 1927 годах. Активно использовался в межвоенный период, в 1933 - 1940 годах прошёл в Сасэбо крупную модернизацию.
В ходе боевых действий на Тихоокеанском театре Второй мировой войны в 1941 - 1942 годах в составе 6-й дивизии крейсеров участвовал в захвате Гуама, Уэйка, Рабаула и Лаэ, сражениях в Коралловом море, у острова Саво, у мыса Эсперанс и первом бое у Гуадалканала. В ходе последнего 14 ноября 1942 года был потоплен американской авиацией.
Строительство
Заказ на строительство второй пары 7500-тонных крейсеров в рамках «Новой программы пополнения флота» стоимостью по 15 млн иен был выдан в ходе 46-й сессии японского парламента.
11 августа 1922 года третьему кораблю (и первому в паре) было присвоено название «Кинугуса», в честь горы в префектуре Киото. 23 января 1924 года его корпус заложили на верфи компании «Кавасаки» в Кобэ под заводским номером 541.
На воду крейсер был спущен 24 октября 1926 года. На ходовых испытаниях 18 июля 1927 года в проливе Кии при водоизмещении 8610 тонн и мощности машин 106 959 л.с. он развил 35,486 узла, превысив тем самым контрактные 34,5.
20 сентября того же года «Кинугаса» был передан флоту.
История службы
После вступления в строй «Кинугаса» вместе с однотипной «Аобой» были зачислены в «красный» флот для участия в ежегодных осенних учениях и морском смотре 30 октября 1927 года в Йокосуке.
После их завершения крейсер был назначен флагманом 5-й дивизии крейсеров, включающей также «Аобу», «Фурутаку» и «Како». В марте следующего года на нём установили полагающуюся по проекту катапульту Тип № 1.
29 марта 1928 года 4 крейсера 5-й дивизии вышли из залива Ариакэ и 9 апреля прибыли в Рёдзюн, откуда 19-го перешли к Циндао, где прикрывали высадку войск (Вторая Шангунгская экспедиция, начатая под предлогом защиты прав японских граждан на Шаньдунском полуострове).
20-24 апреля на «Кинугасе» были проведены работы по укреплению верхней палубы в районе третьей башни ГК. Осенью 1928-го все четыре крейсера участвовали в очередных маневрах, а 4 декабря - в торжественном смотре флота в Йокосуке, приуроченном к коронации императора Хирохито.
28 марта 1929 года 5-я дивизия вышла в район Циндао, 3 апреля прибыла в Рёдзюн и позже вернулась обратно.
С 18 июля по 2 декабря 1929 «Кинугаса» прошёл ремонт в Йокосуке, в ходе которого были улучшены работа турбин и вентиляция танков с жидким топливом. В ходе этого с 30 ноября роль флагмана соединения была передана «Аобе». В марте-апреле 1930 года 120-мм установки типа B были заменены на щитовые типа B2.
17 мая 1930 года «Кинугаса» вместе с «Аобой» и «Како» вышли из Нагои в южные моря, вернувшись в Йокосуку 19 июня. Осенью они приняли участие в ежегодных маневрах и смотре флота 26 октября в Кобэ.
С 1 декабря 1930 года «Кинугаса» был выведен в резерв и к январю 1931 катапульту Тип № 1 на нём заменили на более совершенную Тип № 2.
1 декабря 1932 года «Кинугасу», «Аобу» (флагман) и «Како» вновь включили в состав 5-ю дивизии. К февралю 1933 на крейсере установили два спаренных 13,2-мм пулемёта на мостике.
В апреле все три корабля участвовали в маневрах и стрельбах у острова Осима по кораблю-цели «Хайкан № 2» (бывший крейсер «Тонэ», потоплен авиабомбами палубной авиации 30-го числа), а 20 мая были переданы из 5-й в 6-ю дивизию.
29 июня крейсера вышли из Сасэбо к побережью Южного Китая, 5 июля прибыли в Мако, 13-го зашли в Такао и вернулись в Токийский залив 21-го августа. Там они участвовали в морском смотре 25-го числа.
В середине сентября «Кинугаса» вместе с «Аобой» и «Фурутакой» пришли в Рёдзюн, 27-го совершили поход в район Циндао и вернулись в Сасэбо 5 октября.
29 марта-4 апреля 1935 года они же ходили к устью Янцзы и обратно. По возвращению «Кинугаса» проходил ремонт с 17 мая по 14 июня, в ходе чего получил новую радиостанцию. Осенью того же года все 3 крейсера 6-й дивизии участвовали в маневрах флота.
15 ноября 1935 года «Кинугаса» и «Аоба» были переданы в состав 7-й дивизии. 4 февраля 1936 они участвовали в учебных стрельбах в проливе Бунго.
15-го к ним присоединился «Фурутака» и до конца месяца они выполняли маневры в районе бухты Ариакэ. 13 апреля все 3 крейсера вышли из Фукуоки в район Циндао и вернулись в Сасэбо 22-го. 1 мая они участвовали в высокоскоростных маневрах в бухте Юя.
С 20 июня 1936 по 31 марта 1937 года на «Кинугасе» заменили подъёмники полузарядов на ковшовые.
В связи с началом войны с Китаем «Кинугаса» и «Аоба» 20-24 августа 1937 года сопровождали военные транспорты. 1 сентября они были выведены в резерв, но работы по модернизации крейсера в Сасэбо начались 15 октября 1938 (по довоенным планам она должна была начаться летом 1937).
Основные характеристики:
Водоизмещение Изначально: 8300 т (стандартное), 10 583 (полное).
После модернизации: 8738 т (стандартное), 11 660 (полное).
Длина 183,48 м (по ватерлинии); 185,17 м (наибольшая).
Ширина 16,5 м (исходно), 17,56 м (после модернизации).
Осадка 5,66 м (после модернизации).
Бронирование Исходно: Броневой пояс - 76 мм; палуба - 32-35 мм;башни - 25-19 мм;
После модернизации: добавлены 35-мм броня мостика и 57-мм барбеты.
Двигатели 4 ТЗА «Кавасаки-Кёртисса», 12 котлов «Кампон» (10 «Кампон Ро Го» после модернизации).
Мощность 102 000 (исходно); 110 000 (после модернизации) л. с. в 1939 году.
Движитель 4 гребных винта.
Скорость хода 34,5 узла (по проекту); 34,0 узла (после модернизации).
Дальность плавания 7000 (проектная)/8000 (после модернизации) морских миль на 14 узлах.
Экипаж 622 человек по проекту; 632-647 фактически в 1927-1938 годах; 657 после модернизации.
Вооружение (Исходно)
Артиллерия 3 × 2 - 200-мм/50 Тип 3.
Зенитная артиллерия 4 × 1 120-мм/45 Тип 10, 2 × 7,7-мм пулемёта Льюиса;
Минно-торпедное вооружение 12 (6 × 2) - 610-мм ТА Тип 12 (12 торпед Тип 8);
Авиационная группа 1 катапульта (с 1928 года), 1 гидросамолёт Тип 14;
Вооружение (После модернизации)
Артиллерия 3 × 2 - 203-мм/50 Тип 3 № 2.
Зенитная артиллерия 4 × 1 120-мм/45 Тип 10, 4 × 2 — 25-мм/60 Тип 96, 2 × 2 13,2–мм пулемёта Тип 93.
Минно-торпедное вооружение 8 (2 × 4) - 610-мм ТА Тип 92 (16 торпед Тип 90, с 1940 Тип 93).
Авиационная группа 1 катапульта, до 2 гидросамолётов Тип 90 или Тип 94.