Тяжёлый крейсер Дойчланд

«Дойчланд» (позднее переименован в «Лютцов», нем. Lützow) - немецкий тяжёлый крейсер. Головной корабль первой послевоенной серии немецких тяжёлых крейсеров. Принимал участие в боевых действиях Второй мировой войны.
Постройка
Заложен 9 февраля 1928 года, спущен 19 мая 1931 года, вошёл в строй 1 апреля 1933 года. Первый крупный военный корабль, заложенный в Германии после поражения в Первой мировой войне.
Решение о постройке стало предметом политической дискуссии. Было принято в результате неудачного общегерманского референдума о запрещении создания корабля, инициированного Коммунистической партией Германии.
25 января 1940 года переименован в «Лютцов» (нем. Lützow), так как Гитлер опасался нежелательного пропагандистского эффекта в случае, если корабль, названный в честь Германии, будет потоплен союзниками.
Довоенная служба
В первой половине 1930-х годов «Дойчланд», как самый современный и мощный корабль германского флота, широко привлекался для показа флага, совершая заграничные визиты. Не обошлось и без немецких высоких гостей - в апреле 1934 года на крейсере побывал Адольф Гитлер. Учения также занимали немало времени и позволили выявить и устранить проблемы с дизелями.
Участие в гражданской войне в Испании
В 1936 - 37 годах «Дойчланд» действовал в испанских водах, формально наблюдая за соблюдением нейтралитета, а фактически поддерживая франкистов.
28 мая 1937 года его атаковала республиканская авиация (в действительности самолётом, атаковавшим «Дойчланд», управлял советский лётчик Николай Остряков, но по политическим причинам в официальном сообщении об этом были указаны «испанцы» Ньера и Мендиола).
Крейсер получил два бомбовых попадания, на борту возник пожар, погибло 27 моряков, ещё около ста были ранены (ещё четверо впоследствии скончались от ран).
Вторая мировая война
«Дойчланд» вышел в Атлантику 23 августа 1939 года, ещё до начала Второй мировой войны. Вскоре после открытия военных действий была начата борьба с судоходством Великобритании. Крейсерство оказалось малоудачным - после потопления двух судов общим тоннажем около 7000 брт, 15 ноября 1939 года корабль был вынужден вернуться в Германию из-за проблем с силовой установкой и неисправности бортового гидросамолёта.
В начале 1940 года тяжёлый крейсер «Дойчланд» был переименован в «Лютцов» (Lützow) в связи с продажей в СССР недостроенного тяжёлого крейсера «Лютцов» типа «Адмирал Хиппер».
В апреле 1940 года «Лютцов» участвовал в захвате Норвегии, действуя против Осло, и 9 апреля получил 3 попадания 150-мм снарядов в ходе дуэли с береговыми батареями. При возвращении домой 11 апреля 1940 года был атакован британской ПЛ «Спирфиш» (англ. Spearfish) и получил торпедное попадание в кормовую часть.
После ремонта 13 июня 1941 года пытался прорваться в Атлантику, но был повреждён торпедой с британского самолёта. После продолжительного ремонта «Лютцов» перешёл в Тронхейм, далее в Нарвик. Выходил в море для атаки конвоя PQ-17, но попал в навигационную аварию - столкнулся с грунтом.
31 декабря 1942 года совместно с тяжелым крейсером Admiral Hipper атаковал в Баренцевом море британский конвой JW-51B, направлявшийся в СССР. Британский эскорт конвоя, состояший из легких судов, успешно отразил атаку, что вызвало гневную реакцию Гитлера, едва не окончившуюся ликвидацией всех тяжелых единиц надводного флота Германии. Намечавшееся участие в операции против Шпицбергена в сентябре 1943 года было сорвано неполадками с дизелями.
В конце сентября 1943 года ушёл из Норвегии в Киль. После очередного ремонта числился учебным кораблём, а затем был включён в состав 2-й боевой группы, оказывавшей огневую поддержку частям вермахта в Прибалтике.
16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск был 4 мая 1945 года взорван экипажем.
Советские спасатели подняли «Лютцов» и 26 сентября 1946 года он даже был включён в списки ВМФ СССР, но восстановление основательно разрушенного корабля было признано нецелесообразным. 22 июня 1947 года корпус «Лютцова» был потоплен в ходе учений Балтийского флота.
Повреждения
Во время Второй мировой войны крейсер неоднократно подвергался атакам английских ВМС и ВВС, получал повреждения, но после ремонтов возвращался в строй. В частности, в апреле 1945, находясь на базе в Свинемюнде, крейсер был атакован 6-тонными бомбами Tallboy.
От полученных пробоин корабль лег на дно, но вскоре был поднят.
4 мая 1945 года был затоплен командой. После окончания войны поднят советскими ВМС и в дальнейшем использовался как мишень на стрельбах Балтийского флота. Окончательно затоплен в Балтийском море в 1949.
Основные характеристики:
Водоизмещение 10 600 т стандартное; 14 290 т - полное.
Длина 186,0 м.
Ширина 20,7 м.
Осадка 7,4 м.
Бронирование башни: 140 мм;
пояс: 80 мм;
палуба: 40 мм;
боевая рубка: 160 мм.
Двигатели 8 девятицилиндровых двухтактных дизелей MAN.
Мощность 52 050 л. с. (38 МВт).
Движитель 2 винта.
Скорость хода 28 узлов (51,9 км/ч).
Дальность плавания 17 400 миль на 13 узлах; 16 600 миль на 14 узлах; 6800 миль на 19 узлах.
Экипаж 1150 чел.
Вооружение:
Артиллерия 2 × 3 280-мм; 8 × 1 150-мм.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 88-мм/78; 8 × 37-мм; 10 × 20-мм.
Минно-торпедное вооружение 4 двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 2 гидросамолета Arado Ar 196; 1 катапульта.