Тяжёлый крейсер Адмирал граф Шпее

Крейсер Адмирал граф Шпее на Спитхедском морском параде
«Адмирал граф Шпее» - третий и самый совершенный немецкий тяжёлый крейсер типа «Дойчланд» времён Второй мировой войны. В довоенном германском флоте числился броненосцем (нем. Panzerschiffe).

В военно-морской литературе крейсера данного типа широко известны как «Карманные линкоры» (Pocket battleship) - ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов.

 

 

Проектирование и строительство

Заложен 1 октября 1932 года, спущен 30 июня 1934 года, вошёл в строй 6 января 1936 года. Построен на верфях Вильгельмсхафена. Назван в честь погибшего на флагмане «Шарнхорст» во время Первой мировой войны в битве у Фолклендских островов с английской эскадрой графа Максимилиана фон Шпее (1861 - 1914).
По иронии судьбы, данный корабль был потоплен у берегов Латинской Америки, где нашли последнее пристанище моряки Восточно-Азиатской эскадры графа Шпее времён Первой мировой.
Для своего времени «Граф Шпее» являлся достаточно необычным кораблем, обратившим на себя внимание военно-морских кругов всего мира. Считалось, что он способен победить любой тяжёлый крейсер и уйти от преследования любого линкора.

 

 

Довоенная служба

Уже в ходе испытаний корабль совершил несколько учебных плаваний. «Шпее» сразу же была уготована высокая роль: 29 мая он стал флагманом кригсмарине на большом морском параде с участием Гитлера и других высших лиц третьего рейха.

С 20 мая 1936 г. проводились всесторонние испытания навигационного оборудования и электроники, а 6 июня «карманный линкор» вышел в первое дальнее плавание в Атлантику, к острову Санта-Круз.
В течение 20-дневного похода продолжались учения и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально «Шпее» числился в этом походе опытовым артиллерийским судном). По возвращении 26 июня в Вильгельмсхафен учебные занятия продолжились. Осенью корабль принимал участие в маневрах.

16 декабря 1936 года на «Шпее» поднял флаг контр-адмирал фон Фишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах. Корабль принимал активное участие в гражданской войне в Испании.
Пройдя с 14 февраля 1937 года последние приготовления в Киле, 2 марта он взял курс на Бискайский залив. Двухмесячное плавание с посещением многих испанских портов завершилось в Киле 6 мая того же года.

15 мая «Адмирал граф Шпее» как наиболее современный немецкий корабль представлял Германию на рейде в Спитхэде, где состоялся парад в честь британского короля Георга VI с участием боевых судов всех стран. По завершении Спитхэдской недели «Шпее» вернулся на родину.

После пополнения запасов и краткого отдыха «Шпее» вновь вышел в Испанию 23 июня. Но уже 7 августа 1937 года линкор возвратился в Киль. Осенью того же года состоялись небольшие походы в Швецию (с 18 по 20 сентября) и Норвегию (1 - 2 ноября). В начале 1938 года - непродолжительный выход в испанские воды: покинув Киль 7 февраля, корабль возвратился уже 18-го.

До лета 1938 г. «Адмирал граф Шпее» главным образом стоял в порту, совершая лишь короткие выходы в прибрежные воды. В конце июня - начале июля 1938 года «карманный линкор» совершил ещё один выход на Север, в норвежские фиорды.
22 августа участвовал в большом флотском параде, который принимали фюрер Гитлер и регент Венгрии адмирал Хорти. В ходе этого мероприятия был спущен на воду тяжелый крейсер «Принц Ойген».
Осень «Адмирал граф Шпее» провел в дальних походах, совершив два выхода в Атлантику (6 - 23 октября и 10 - 24 ноября), посетив испанский порт Виго, португальские порты и Танжер.

С января 1939 года корабль прошёл свой первый плановый ремонт в Вильгельмсхафене, завершив его к марту. Командование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Бема, в котором должны были принять участие все 3 карманных линкора, крейсера «Лейпциг» и «Кельн», а также эсминцы и подводные лодки.
С целью «показа флага» «Адмирал граф Шпее» несколько дней простоял на рейде в Сеуте. Он только успел вернуться на родину и пополнить запасы, как началась Вторая мировая война.

 

 

Крейсерство в Атлантике

К августу 1939 года «Адмирал граф Шпее» перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действиях оставалась весьма существенной. План, разработанный руководством кригсмарине и одобренный лично Гитлером, предусматривал высылку в море «карманных линкоров» и судов снабжения задолго до начала атаки Польши.
Их огромная дальность и возможность пополнять запасы позволяла оставаться в районах ожидания в течение нескольких месяцев с тем, чтобы в зависимости от развития событий либо начать рейдерские действия, либо тихо и мирно вернуться домой.

5 августа 1939 года, почти за месяц до начала войны, судно снабжения «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Соединенные Штаты, где оно должно было принять дизельное топливо и раствориться в океанских просторах до встречи с «карманным линкором», который, в свою очередь, 21 августа числа покинул Вильгельмсхафен под командованием капитана цур зее Ганса Лангсдорфа. 24 августа за ним последовал «Дойчланд», «работавший» вместе с танкером «Вестервальд». Оба систершипа стали передовым отрядом немецкого флота в океане, поделив между собой Атлантику: «Адмирал граф Шпее» направился в южную её часть, а его напарник - на позицию к югу от Гренландии.

«Шпее» удалось пройти незамеченным сначала к берегам Норвегии, а затем и в Атлантику южнее Исландии. Он стал единственным немецким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии тщательно прикрывали англичане (английские патрульные крейсера заняли позиции только 6 сентября).
Плохая погода помогла немцам пройти незамеченными до самого района ожидания. Корабль не спешил, и к 1 сентября, дню начала мировой войны, находился в 1000 миль к северу от островов Зелёного Мыса.
В этот день он встретился с «Альтмарком». «Адмирал граф Шпее» передал на «Альтмарк» военную команду, легкое вооружение и два 20-мм орудия, сдав заодно легковоспламеняющиеся грузы и приняв полный запас топлива.

Почти весь первый месяц войны «карманный линкор» двигался малым ходом к экватору, уклоняясь от любого дыма на горизонте и оставаясь необнаруженным.
Для маскировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и парусины, превратив его таким образом в подобие линейного корабля типа «Шарнхорст». Несмотря на примитивность декорации, эта мера впоследствии позволила несколько раз обмануть неискушенных торговых моряков.

25 сентября 1939 года «Адмирал граф Шпее» получил приказ о начале крейсерских операций. Первым районом действий был выбран северо-восток Бразилии около порта Ресифи. 30 сентября потоплена первая жертва - английское судно «Клемент».

Для операций против немецких рейдеров союзниками было выделено 8 тактических боевых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера - английский «Ринаун», французские «Дюнкерк» и «Страсбург», авианосцы «Арк Ройял», «Гермес» и «Беарн», 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая десятков других боевых единиц (вплоть до линкоров), охранявших трансатлантические конвои.
Однако фактически против «Адмирала графа Шпее» действовали 3 британских соединения: крейсерская эскадра под командованием коммодора Хэрвуда (группа «G»), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжелые крейсера «Эксетер» (англ.) и «Камберленд»), группа «Н», базировавшаяся на Кейптаун (тяжелые крейсера «Сассекс» и «Шропшир»), и группа «К» под командованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял»).

5 октября захвачен британский пароход «Ньютон Бич». Из доставшихся документов удалось составить достаточно полное впечатление о системе радиопереговоров с торговыми судами и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, снятую с судна и установленную в рубке «Адмирала графа Шпее».
С 5 по 10 октября 1939 года «карманный линкор» потопил или захватил ещё 3 судна. Опасаясь обнаружения, «Адмирал граф Шпее» 28 октября пополнил запас топлива с судна снабжения «Альтмарк» и 4 ноября перешёл в Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды.

9 ноября был поврежден и надолго вышел из строя гидросамолёт «Арадо-196».

14 ноября остановлен и потоплен небольшой теплоход-танкер «Африка Шелл». 20 ноября «Адмирал граф Шпее» обогнул южную оконечность Африки в обратном направлении и перешёл в Атлантический океан.

2 - 3 декабря 1939 года потоплены два английских судна. 6 декабря рейдер пополнил запасы топлива с судна снабжения «Альтмарк» и провёл артиллерийско-дальномерные учения, используя в качестве цели свое же судно снабжения.
Старший артиллерист, фрегаттен-капитан Ашер, остался недовольным их результатом, поскольку за три с лишним месяца вынужденного безделья персонал системы управления огнём главного калибра заметно деквалифицировался.

В декабре английский коммодор Харвуд, командовавший поисковой группой «G», принял решение сосредоточить в районе Рио-де-Жанейро - Ла-Плата три корабля группы - тяжёлый крейсер «Эксетер» и лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес». 12 декабря 1939 года эти корабли соединились в 150 милях восточнее устья реки Ла-Плата.

11 декабря 1939 года бортовой гидросамолёт «Адмирала графа Шпее» вновь потерпел аварию и восстановлению не подлежал.

 

 

Бой у Ла-Платы

Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 05:52, в 06:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские лёгкие крейсера были приняты за эсминцы, то есть командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двумя эсминцами.

В 06:18 первый залп немецкого рейдера лёг между английскими крейсерами, а через четыре минуты заговорили орудия «Эксетера». Приняв лёгкие крейсера за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжёлом крейсере.
В течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями.
Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжелых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 07:40 выходит из боя.

Тем временем легкие крейсера, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью».
Когда в 07:16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», лёгкие крейсера «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнём на «Адмирале графе Шпее».
И хотя эти действия не остались безнаказанными - один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снёс его мачту, - оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором.
В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжёлый крейсер «Кумберлэнд» - это было всё, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за три дня, предоставленных правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы.
Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Командир застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе.

«Шпее» затонул в нейтральных водах на мелком месте - так, что над волнами возвышались его обгоревшие надстройки. Англичане снарядили специальную экспедицию, предполагая снять с него всё, что уцелело из приборов, в частности, радар, а также образцы вооружения (105-мм зенитки и автоматы).
Удалось выполнить только часть программы, поскольку вскоре после начала работ разыгрался шторм, и операцию пришлось прекратить. Оставшуюся груду железа начиная с 1942 года постепенно разобрали на лом. Правда, работать на илистом дне оказалось крайне неудобно, и некоторые части последнего «карманного линкора» до сих пор ржавеют на месте гибели с координатами 34°58′25″ ю. ш. 56°18′01″ з. д.
В 2004 году из воды были подняты некоторые остатки корабля.

 

 

Оценка боевой карьеры

До своей гибели в гавани Монтевидео «карманный линкор» серьёзно досадил англичанам, успев потопить одиннадцать торговых судов.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение Стандартное - 12 100 т, полное - 16 020 т.
Длина 181,7 / 186 м.
Ширина 21,65 м.
Осадка 7,3 м.
Бронирование Пояс - 100 мм,
нос - 18 мм,
корма - 45 мм,
продольная переборка - 40 мм,
палуба - 18+45-30 мм,
траверзы - 60 мм,
башни - 140…85 мм,
барбеты - 125 мм,
рубка - 150…50 мм,
ПТП - 45 мм.
Двигатели 8 девятицилиндровых двухтактных дизелей MAN.
Мощность 56 800 л. с.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 28 узлов.
Дальность плавания 8900 морских миль на скорости 20 узлов, 19 000 миль на скорости 10 узлов.
Экипаж 1001 - 1150 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 2 × 3 - 283-мм/52, 8 × 1 - 150-мм/55.
Зенитная артиллерия 3 × 2 - 105-мм/65, 4 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Авиационная группа 1 катапульта, 2 гидросамолёта.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...