Тяжёлый крейсер Адмирал Хиппер

Тяжёлый крейсер Адмирал Хиппер в море
«Адмирал Хиппер» - немецкий тяжёлый крейсер, головной корабль одноимённого типа. Участвовал в боевых действиях Второй мировой войны, в том числе во вторжении в Норвегию, атаках на союзные атлантические конвои, а также в сражениях в арктических водах.

Потоплен британской авиацией 3 мая 1945 года в Киле.

30 октября 1934 года фирме «Блом унд Фосс» в Гамбурге был выдан официальный заказ на головной корабль серии, «крейсер H» - «Эрзац „Гамбург“». Началась разработка рабочих чертежей (при этом официально Германия находилась под действием Версальских ограничений). 6 июля 1935 года корабль был официально заложен, спущен на воду 6 февраля 1937 года. Стапельный период занял полтора года. Сдан флоту 29 апреля 1939 года.

 

 

Конструкция

Форма корпуса напоминала примененную на «Leipzig» - с булями, выраженной бульбовой оконечностью и внутренним поясом, включенным в обеспечение общей прочности. Корпус выполнен по продольной схеме, с использованием стали ST-52. Крейсер имел двойное дно, разделенное семью продольными переборками, которое доходило до двойного борта.
Двойное дно и двойной борт простирались на 72 % длины корабля. Наружная обшивка крепилась за счет сварных соединений, кроме тех зон, где её роль играли броневые листы, которые приклёпывались к остальным частям обшивки при помощи накладок.
Крейсер разделен на 14 изолированных отсеков. Отсеки: снарядные погреба главного калибра II и X; турбины III и V; котлы VI, VII, VIII. Имел устройство пассивной стабилизации качки по типу цистерн Фрама.

 

 

СЭУ

ПК системы Ла-Монта (80 атм. 450ºС 50 т/ч) ТЗА «Blohm und Voss» макс на валу 320 об/мин. На стоянке использовался вспомогательный котел с давлением пара 25 атм. Для выработки электроэнергии использовали 6 турбогенераторов (4 по 460 кВт и 2 по 230 кВт) и 4 резервных дизель-генераторов. Запас топлива 3700 тонн.

 

 

Броневая защита

Вся горизонтальная и вертикальная защита выполнялась из броневой стали Круппа марки Whn/a — «Вотан». Наклон броневого пояса 12,5° наружу, прикрывал 70 % длины корабля, и замыкался 80-мм траверсами. Лобовая броня башен ГК 160 мм. Сверху спереди 105 мм, по бокам 80, крыша 70 мм.

 

 

Главный калибр

Восемь 203 мм орудий расположенных по традиционной «линкорной» схеме: в 4 двухорудийных башнях, по 2 в носу и в корме. Нижние башни по 249 т. верхние - по 262 т (доп. оборудование - дальномеры и т. п.) Углы возвышения 37º, снижения 10º (кроме носовой башни). Горизонтальные углы около 300º. Для перезарядки ствол орудия следовало установить под углом 3º.
Орудие - фирма «Крупп» SKC/34 Полная длина 60 калибров, Длина ствола 57 калибров. Вес орудия с затвором 20,7 т. Снаряд 122 кг. Начальная скорость 925 м/сек. Живучесть ствола 300 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы 33,5 км Нормальный боезапас 120 снарядов на каждый ствол.

 

 

Зенитное вооружение

6 двухорудийных 105 мм установок C/31 (LC/31), имеющие стабилизацию в трех плоскостях (ни у кого более). Длина орудия 65 калибров (ствола 60,5), вес орудия с затвором 4,56 т, Макс. вертикальный угол +80º, снижение −8º. Вес снаряда 15 кг, макс. дальность стрельбы 17 км. 6 двухорудийных 37 мм пушки SKC/30 размещались в спаренных стабилизированных (гиростабилизация) установках. 10 одноствольных 20 мм пушек.

 

 

Торпедное вооружение

4 трехтрубных 533 мм торпедных аппарата (запас торпед 10 шт.).

 

 

История службы

Первый командир - капитан 1-го ранга Гельмут Хейе. Почти сразу же после вступления в строй была обнаружена чрезмерная заливаемость носовой оконечности. Чтобы устранить этот недостаток, в июле 1939 крейсер ставят в док, где, помимо изменения формы форштевня (принял так назывемый «атлантический», несколько вздёрнутый кверху профиль), дымовая трубы была оборудована козырьком, а также был изменён неудобный для командования передний мостик.
В сентябре 1939 года на Балтийском море состоялись учебные стрельбы крейсера по старому броненосцу «Гессен», ставшему кораблём-целью. На них присутствовала советская артиллерийская делегация, крайне заинтересованная возможностями новых германских крейсеров в связи с возможной покупкой однотипного крейсера «Лютцов».
В ноябре-декабре 1939 года «Адмирал Хиппер» находился в доке завода «Блом и Фосс», после чего до января 1940 стоял у достроечной стенки завода. 31 января последовал приказ прибыть в Вильгельмсхафен для участия в активных операциях.
Там за две недели на корабле был установлен радар. 18 февраля вышел из Вильгельмсхафен для участия в операции «Нордмарк». 20 февраля возвратился в Вильгельмсхафен.

 

 

«Учения на Везере»

Во время реализации плана по вторжению в Норвегию «Адмирал Хиппер» возглавлял Группу 2, предназначенную для захвата порта Тронхейм. 6 апреля вышел из Куксхафена. По пути к цели, идя на выручку эсминцу «Бернд фон Арним», атаковал и уничтожил английский эсминец «Глоуворм» (который успел его таранить).
Атаковал береговую батарею норвежцев в Хисене, подавив её огонь. После доставки десанта в Тронхейм из-за повреждений (от «Глоуворма») ушёл в Германию.
Ремонт занял 3 недели. 8 мая крейсер, пройдя послеремонтные испытания, отправился в восточную Балтику. 29 мая его отозвали обратно в Киль.

 

 

Операция «Джуно»

4 июня в составе соединения вышел в море. 7 июня соединение встретило британские танкер «Ойл Пайонир» (5700 т) и траулер «Джунипер». Израсходовав 97 105 мм снарядов уничтожил траулер. Затем догнал и уничтожил британский военный транспорт «Орама» (19840 т) 54-мя 203 мм снарядами. 8 июня (9) прибыл в Тронхейм.

27 июня покинул Тронхейм с заданием борьбы с британским судоходством. Захватил в качестве приза норвежский «Эстер Торден» (1940 рег.т.) 11 августа вернулся в Вильгельмсхафен. До конца августа стоял в доке Киля.

24 сентября корабль покинул Киль под командой капитана 1-го ранга Майзеля. В связи постоянными поломками энергетической установки (вплоть до пожара) вынужден был вернуться в Германию, где на заводе «Блом унд Фосс» весь октябрь исправляли его СЭУ.

 

 

«Нордзеетур»

30 ноября 1940 отправился в одиночное рейдерство на Атлантические коммуникации. 24 декабря 1940 обнаружил войсковой конвой «WS-5A», который прикрывали: крейсер «Барвик» и легкие крейсера «Бонавенчур» и «Данидин» кроме того авианосец «Фьюриес», несколько эсминцев. 25 декабря 1940 сблизившись с конвоем «АХ» открыл огонь по «Барвику». Обнаружив столь мощное охранение конвоя «АХ» отказался от дальнейшей атаки.
Результат: 4 203 мм снаряда «АХ» попали в «Барвик» (остался на плаву с ходом), некоторые повреждения от 105 мм пушек «АХ» получили два торговых судна. Сам «АХ» повреждений не имел. Выйдя из соприкосновения с конвоем «АХ» через день встретил торговый пароход «Джамана» (6078 т), который уничтожил.
27 декабря 1940 прибыл в Брест. Ремонт до 27 января 1941 года. 1 февраля 1941 вышел из Бреста в очередной рейд в Атлантику.
11 февраля захватил пароход «Делия» отставший от конвоя «HG-53».
12 февраля обнаружил конвой «SLS-64», состоявший из 19 никем не эскортируемых судов. В течение 2,5 часов «АХ» потопил 7 судов (пять английских, одно норвежское и одно греческое) общим тоннажом 32806 рег.т., израсходовав 227 203-мм снарядов, 760 105-мм снарядов, 172 малокалиберных и 12 торпед.
Ещё 3 судна получили значительные повреждения, но смогли добраться до портов назначения. Это был наибольший успех «АХ» за всю жизнь корабля. 14 февраля вернулся в Брест.

15 марта 1941 покинул Брест с целью перехода в Германию. 28 марта прибыл в Киль. Крейсер отправили на верфь «Дойче Верке», где пробыл до конца октября. Была увеличена емкость топливных отсеков. Затем был переведен на верфь «Блом унд Фосс», где на нём установили размагничивающее устройство и нанесли камуфляж.

18 марта 1942 года вышел из Киля. 21 марта прибыл в Тронхейм. Вошёл в состав кораблей группы «СЕВЕР», командующий - адмирал Карлс. 24 сентября 1942 вышел из Борген в Альта-фиорд для проведения операции «Царица». 27 сентября выполнив задачу вернулся в Борген.

 

 

«Регенбоген»

30 декабря 1942 вышел море под командованием капитана 1-го ранга Ганса Хартманна на перехват конвоя «JW-51B». Состав группы: 6 эсминцев, карманный линкор «Лютцов», крейсер «АХ» командующий вице адмирал Кюмметц (флаг на «АХ»).
31 декабря в результате боевого соприкосновения с Британскими ВМС получил 3 попадания 152 мм снарядов (с крейсера «Шеффилд»). 1-й пробил корпус ниже ВЛ, взорвался в топливной цистерне против котельного отделения № 3, вдавив внутреннюю переборку и пробив её осколками. 2-й пробил борт выше ВЛ в отсеке III, разворотив несколько помещений и вызвав сильный пожар. 3-й попал в ангар, взорвался в нём, поджёг самолеты и поразил осколками паропроводы и пожарную магистраль. В результате повреждений крейсер потерял 2/3 мощности ГЭУ и едва добрался до Каа-фиорда 1 января 1943 года.

После этой неудачной операции Гитлер приказал отправить все надводные корабли на слом. Благодаря стараниям Деница, занявшего пост ушедшего в отставку Редера, корабль отправился в резерв (в Готенгафен).

 

 

Завершение службы

1 января 1945 получен приказ вывести крейсер из резерва. 29 января 1945 крейсер вышел в море (под командованием капитана 1-го ранга Ганса Хенигста). Прибыв в Киль, «АХ» 2 февраля был поставлен в док фирмы «Дойче Верке». 3 мая 1945 британское Бомбардировочное Командование провело авианалёт на Киль.
В ходе налёта крейсер получил несколько попаданий, на практически разоружённом корабле никто не боролся за живучесть, корабль сильно выгорел и сел на дно дока. После капитуляции Германии при ремонте дока он был разобран на металл в период с 1948 по 1949.


Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в...