Тяжёлый крейсер Блюхер

Крейсер Блюхер во время испытаний
«Блюхер» - второй тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер». Первой и единственной боевой операцией крейсера стало вторжение в Норвегию в апреле 1940 года, в ходе которой корабль был потоплен береговой артиллерией и торпедами в Осло-фиорде.

Тяжёлый крейсер, получивший литерное обозначение G и условное название «Erzatz Berlin» (нем. замена крейсера «Берлин») был заложен на стапеле завода Блом и Фосс в Гамбурге 15 августа 1936 года.
8 июня 1937 года спущен на воду и получил своё имя в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Прежде в германском флоте это имя носил броненосный крейсер «Блюхер», погибший в сражении с британской эскадрой линейных крейсеров в сражении на Доггер-Банке в 1915 году.

В связи с рядом изменений, вносившихся в проект уже в процессе постройки, вступление крейсера в строй несколько задержалось. 20 сентября 1939 года «Блюхер» официально был принят в состав Кригсмарине (первым командиром стал капитан цур зее Генрих Фольдаг). Однако до полной готовности корабля было ещё далеко, исправление многочисленных неполадок и дефектов заняло время до 27 ноября, когда крейсер отправился на испытания механической установки в район Готенхафена.
Из-за суровых условий зимы 1939 - 1940 корабль так и не прошёл должного курса боевой подготовки и всесторонних испытаний и не мог считаться полностью боеготовой единицей к весне 1940 года, когда ОКМ запланировало его участие в операции по захвату Норвегии.

 

 

Операция «Учения на Везере» и гибель корабля

В. Кофман в своей работе "Тяжёлые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги) отмечает, что крейсер «Блюхер» к моменту проведения операции по вторжению в Норвегию, «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также столь важных общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть».

Несмотря на это, крейсер был назначен в состав группы по захвату норвежской столицы - Осло под командованием контр-адмирала Кумметца, перешедшего со штабом на «Блюхер». Отправной точкой операции был порт Свинемюнде. На борт погрузились 830 армейских военнослужащих, в том числе около 200 сотрудников различных штабов, в том числе и два генерала - Энгельбрехт и Штуссман.
Внутренние помещения и палуба крейсера были загромождены боеприпасами для десанта и прочими пожароопасными предметами. Общая стесненность на перегруженном людьми корабле, наличие большого количества посторонних ухудшали и без того невысокую боеспособность «Блюхера».

По пути в Осло корабли были дважды замечены британскими подводными лодками (HMS Triton и HMS Sunfish). Первой удалось выйти в атаку на крейсер, однако тот благополучно уклонился от торпед.
В ночь с 7 на 8 апреля эскадра (в которую, помимо «Блюхера», также входили лёгкий крейсер «Эмден», карманный линкор «Лютцов» и миноносцы), вошла в Осло-фьорд. При входе во фьорд эскадра была замечена норвежским патрульным кораблём, быстро захваченным миноносцем «Альбатрос».

При движении через Осло-Фьорд наиболее опасными для германской эскадры являлись узости, где располагались норвежские береговые батареи. Благополучно миновав проход между островами Болерне и Раной, охранявший вход во фьорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии - Хортену и высадив часть десанта для захвата Хортена, корабли двинулись дальше.
В проходе Дробак и близ острова Кахольм эскадра попала под огонь норвежских береговых батарей калибром 280, 150, 57 и 40-мм калибра. Получив несколько попаданий 280-мм и 150-мм снарядами, крейсер получил серьёзные повреждения средней части корпуса и рулевой машины.
Несмотря на это, корабль продолжил движение и, казалось, ушёл от опасности, когда в 5:20 последовали два подводных взрыва. По материалам В. Кофмана, скорее всего, это были торпедные попадания с береговой торпедной батареи на о. Северный Кахольм.

В результате разрушающего действия снарядов, торпедных попаданий, а также непрекращающейся детонации боеприпасов на борту крейсера, на корабле возник пожар в средней части корпуса, гремели взрывы, от подводных пробоин постепенно увеличивался крен. Корабль потерял ход, а после серьёзного взрыва в погребе 105-мм боеприпасов распространение воды по отсекам стало неконтролируемым, резко увеличивая крен.
Около 7 часов командир приказал покинуть корабль, а около 7:30 «Блюхер» перевернулся и стал медленно погружаться в воду носом вперёд. Крейсер затонул на глубине 70 метров, после его погружения раздалось несколько подводных взрывов.

Точные данные о количестве погибших и раненых при гибели крейсера отсутствуют. По германским данным, погибло 125 членов экипажа и 122 участника десанта. Удалось спасти 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии, в том числе обоих генералов.
Капитан цур зее Фольдаг тяжело переживал гибель своего корабля. Он погиб всего через несколько дней - 16 апреля 1940 года, в авиакатастрофе над Осло-Фьордом.

 

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное 14 250 т, полное - 18 210 т.
Длина 194,6 / 205,9 м.
Ширина 21,3 м.
Осадка 5,8 - 7,7 м.
Бронирование главный пояс - 80 мм,
нос - 40 мм,
корма - 80 мм,
палуба - 30+30 мм (скосы - 50 мм),
траверзы - 80 мм,
башни - 160…50 мм,
барбеты - 80 мм,
рубка - 150…50 мм.
Двигатели 4 ТЗА Blohm und Voss, 12 котлов «Ла-Монт».
Мощность 132 000 л. с.
Скорость хода 32 узла.
Дальность плавания 6800 миль на 15 узлах.
Экипаж 1600 человек.

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 - 203-мм/60.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 105-мм/65, 6 × 2 - 37-мм/83, 10 × 1 - 20-мм/65.
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 - 533-мм ТА.
Авиационная группа 1 катапульта, 3 - 4 гидросамолёта.

Превосходный лайнер Regal Princess в ближайшее время обещает стать любимцем всех поклонников компании...
Самый новый лайнер во флоте Princess Cruises.13 июня 2013 года в английском Саутгемптоне прошла...
Круизный лайнер Ruby Princess построен в Италии в 2008 году по заказу круизной корпорации Princess...
Один из самых крупных судов компании, современный круизный лайнер Sapphire Princess построен в Японии...